ЛИТЕРАТУРА. Творить для народа

   
   

С. БАРУЗДИН, секретарь правления Союза писателей СССР

Нынешний год - знаменательный для Союза писателей СССР, для всей многонациональной советской литературы. Исполнилось 50 лет со дня открытия Первого Всесоюзного съезда советских писателей, на котором были избраны руководящие органы Союза писателей и принят его устав. Таким образом, отмечаемая дата является и полувековым юбилеем Союза писателей СССР.

С МОМЕНТА образования организации "советологи" вопреки фактам силятся изобразить это историческое событие как насильственную акцию, якобы лишившую советских писателей свободы творчества, сковавшую их художественную фантазию некими жесткими предписаниями. Они утверждают также, что временем подъема советской литературы были 20-е годы, особо подчеркивая разнообразие течений и стилей в литературе того времени.

Не спорим, в этот период Л. Леоновым, К. Фединым, С. Есениным, другими писателями было создано немало талантливых произведений. Разнообразие же литературы 20-х годов было обусловлено не столько эстетической, сколько идеологической пестротой художественных течений и направлений.

Свои творческие платформы обосновывали в разное время и Литературный центр конструктивистов, и Всероссийский союз поэтов, и Союз крестьянских писателей, и "Леф", и "Перевал", и многие другие группировки, содружества, кружки. Самой влиятельной была, разумеется, РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей, тоже достаточно пестрая и разнородная (в РАПП входили "Кузница", "Октябрь", "Молодая гвардия", "Рабочая весна", "Напостовская смена" и т. д.). Такая организационная раздробленность и пестрота неблагоприятно отражались на литературе: наряду с произведениями о победе Октябрьской революции и становлении нового общественного строя то и дело появлялись абстрактно-риторические, пессимистические, провозглашающие фатальную косность биологии и психики человека, "мессианство" и т. д. Бок о бок соседствовали и буржуазно-реставраторские идеи (чаще всего в скрытой форме), и идеи троцкистские, обосновывающие (в открытой форме) невозможность построить в России социализм.

И до сих пор "советологи" утверждают, что именно в те годы наши писатели могли творить более или менее свободно. Но уместно привести в связи с этими заявлениями высказывание писателя А. Толстого: "Помню время, когда (в начале творческого пути) я жил среди одной только анархии всевозможных ощущений. До сих пор иные думают, что это именно и есть состояние свободного и вдохновенного творчества. Вредный вздор! То время я вспоминаю, как состояние мелкой воды, состояние бестемья и величайшей неуверенности во всем". Стоило бы идеологам антикоммунизма призадуматься над словами крупного художника прошедшего сложный путь развития.

Партия поддерживала прогрессивные группировки и вела решительную борьбу против контрреволюционных и антисоветских направлений в литературе и писательской среде, против сектантства и вульгаризаторства. Известные решения о пролеткультах 1920 г., резолюция ЦК РКП(б) 1925 г. претворяли в жизнь идею В. И. Ленина о необходимости создания новых литературных отношений, высказанную еще в начале века в статье "Партийная организация и партийная литература".

Усилия партии по созданию единой многонациональной литературы, постоянная, серьезная и вдумчивая работа по идейному воспитанию художественной интеллигенции, осуждение администрирования и чванства, разоблачение мелкобуржуазной идеологии - все это значительно оздоровило обстановку. И уже к началу 30-х годов у советских писателей установилось идейно-эстетическое, творческое взаимопонимание.

Однако все еще проявлялись и цеховая раздробленность, и неравноправное положение целых группировок и отдельных литераторов что, конечно, разъедало рождающееся единство. Тем не менее советская литература всем ходом своего развития была уже подготовлена к принятию новых форм существования, можно сказать, она ждала этого. И решительный момент наступил. Историческое постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ознаменовало качественно новый период литературного процесса в стране. Все и всяческие группировки, ассоциации упразднялись. Каждый литератор, поддерживающий Советскую власть, способствующий своим творчеством идее социалистического строительства, мог стать полноправным членом Союза советских писателей.

НАРОДНЫЕ КОРНИ

Процесс консолидации и закрепил I съезд Союза писателей СССР. Исторически прогрессивный и социально плодотворный процесс консолидации не был вместе с тем процессом унифицирующим, как порой пытаются представить дело "советологи". Идейное единение означало не прекращение, а интенсификацию творческих поисков. "Единство метода, - писал А. Сурков, - не устраняет, а, наоборот, предполагает самую многоцветную гамму стилевых оттенков..." Об этом свидетельствует, например, развитие романтической тенденции в литературе.

На I съезде отмечалось, что прежде романтизм изображал несуществующую жизнь и несуществующих героев, уводя читателя от противоречий и гнета жизни в мир несбыточный, в мир утопий. Но это отнюдь не означает, что романтика чужда советской литературе. Выступавшие на съезде подчеркивали, что вся жизнь нашей партии и всего общества заключается в сочетании самой трезвой практической работы с величайшей героикой.

Идейная консолидация обусловила единодушное принятие делегатами I съезда Союза писателей СССР принципов социалистического реализма как основного метода советской художественной литературы и литературной критики. И это единодушие наглядно подтверждает, что принципы социалистического реализма были подсказаны и в какой-то мере даже сформулированы самой жизнью. Раскрытие правды времени становилось уже не только чисто литературным требованием, но и политической необходимостью. Литераторы тех лет не просто писали об увиденном - они стремились активно включиться непосредственно в социально-экономическую жизнь.

Например, Н. Тихонов и В. Луговской, приехав в Туркмению, телеграфируют в Москву об увиденных ими недостатках колхозного строительства. С. Марков выступает в "Известиях" со статьей "О песчаных морях, убегающих реках и новых плацдармах социализма", а затем делает доклад в Госплане СССР, после чего выделяются средства на работу по снабжению водой Карагандинского угольного бассейна.

В 1934 г. нашу страну посетил известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. Он писал: "Хорошо быть писателем в Советской России... Представители советской литературы - бодрое, жизнерадостное племя, мало похожее на писателей Западной Европы... По их осанке видно, что они - дети победившего класса и сами участвуют в строительстве страны, содействуя общему подъему... Поискать да поискать такие различные творческие индивидуальности, как В. Иванов, К. Федин, Ф. Гладков, Л. Леонов, Л. Сейфуллина, М. Шолохов и другие, если взять только писателей одного поколения! Они не присягают индивидуализму, но имеют глубокие корни в народе и черпают силы из великого общего источника. И поэтому становятся писателями с яркой творческой индивидуальностью".

ЯСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Анализируя сегодняшнюю литературу, видишь, что духовный опыт человека XX столетия становится все более философски углубленным, социально многогранным также благодаря творчеству ярких и самобытных писателей - Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, М. Алексеева, В. Белова, О. Гончара, П. Загребельного и многих других.

Сергей Есенин когда-то лишь мечтал о "смычке поэтов" всех народов. I съезд воплотил эту мечту в жизнь. Интернационалистские принципы, лежащие в основе советской идеологии и сплотившие в единое целое творческие силы культур братских республик, ныне все более обогащаются реальным содержанием жизни.

Еще во время I съезда становилось ясно, что деятельность любой из братских литератур неотделима от развития всесоюзной и даже мировой литературы. Справедливость этого мнения ярко подтверждена в наше время, когда произведения литератур, прежде сравнительно мало развитых, ныне завоевывают признание уже не только отечественной, но и мировой общественности.

Анализируя на VII Всесоюзном съезде советских писателей современную советскую литературу, Г. Марков отмечал в ней динамизм мысли, "окрыленной нашим мировоззрением, воодушевленной историческим оптимизмом, присущим нашему социальному строю". Но еще на I съезде писателей Н. Тихонов заявил, что новое человечество отвергает тему мировой скорби. "Мы стремимся стать мастерами не мировой скорби, а мировой радости", - сказал тогда Тихонов.

Весьма актуальными являются разработки I съезда писателей и в области осмысления социально-классового содержания литературы. "Маятник времени, - отмечал недавно Ф. Кузнецов, - его настоятельная историческая потребность уже качнули нашу литературу в направлении, которого от нее ждут партия и народ, - в направлении всевозрастающего внимания к материям не только духовно-нравственным, но и социально-политическим..." Но разве не в этом направлении были расставлены ориентиры в выступлениях участников I съезда - М. Горького, А. Фадеева, Ф. Гладкова, А. Суркова?

Партия и правительство, говорил тогда Л. Соболев, дали советскому писателю решительно все. Они отняли у него только одно - право писать плохо. Эти слова актуальны и в наше время.

Борьба за мир - могучее общественное движение современности. Но разве не из 30-х годов пришел к нам знаменитый вопрос М. Горького: "С кем вы, мастера культуры?"' И словно на призыв Горького к борьбе за мир и дружбу народов Егор Исаев на последнем съезде советских писателей отвечал: "Мы за огонь, но только за огонь созидательный добрый огонь, за огонь, который дает свет, тепло, радость общения. Это живой огонь Прометея и Ленина". Советская литература уверенно идет дорогой, некогда намеченной I Всесоюзным съездом советских писателей.

Смотрите также: