Взаимоотношения партии и творческой интеллигенции в СССР - такова тема беседы нашего корреспондента В. Волкова с известным критиком, секретарем правления Союза писателей СССР Ю. СУРОВЦЕВЫМ.
КОРР: Юрий Иванович! Каковы основные принципы руководства КПСС художественной культурой и как они складывались?
СУРОВЦЕВ: Культурные задачи, соответствующие эпохальным изменениям, были выдвинуты, теоретически обоснованы и сформулированы В. И. Лениным еще в дореволюционное время и первые годы после Октября. Искусство нужно приблизить к народу, а народ - к искусству...
И во имя решения этих объективных задач он стоял за последовательное и компетентное руководство развитием литературы и искусства. При социализме "каждый художник... претендует на право творить свободно, согласно своему идеалу, - говорил В. И. Ленин в 1920 году. - Но, конечно, мы - коммунисты. Мы не вправе сидеть сложа руки и позволять хаосу распространяться как ему угодно. Мы должны, - отмечал В. И. Ленин, - стремиться к тому, чтобы с ясным сознанием руководить также и этим развитием, чтобы формировать и определять его результаты". Понимание, что художественное творчество очень специфично, стремление, исходя из этой специфики, влить усилия художников в общее русло строительства новой жизни, увлечь их гуманистическим смыслом и пафосом этого строительства - такие цели преследовала ленинская программа. На ее почве вырастали принципы культурно-художественной политики нашей партии.
КОРР: Среди лживых утверждений западных "советологов" есть миф о сложности взаимоотношений партии с творческой интеллигенцией. О том, что, мол, партийное руководство вмешивается в творчество, навязывает, запрещает. Что можно сказать по этому поводу?
СУРОВЦЕВ: Понимая, какая это тонкая и хрупкая сфера - художественное творчество, наша партия осторожно, тактично и бережно, но и последовательно, целеустремленно осуществляет свою направляющую функцию. Она нисколько не посягает на право художника оставаться, образно говоря, наедине со своим творчеством. Никто не вмешивается в этот процесс, не диктует тем, идей, сюжетов - советскому художнику предоставлены самые широкие возможности для творческих исканий.
Идейное влияние нашей партии на художественную интеллигенцию не следует понимать узко. Воспитывает советского художника, обобщенно говоря, сама советская жизнь: образование, которое получает писатель, живые впечатления бытия, открывающиеся ему в поездках по стране, пресса-общеполитическая и собственно литературная, но не замыкающаяся в сугубо профессиональный разговор для "посвященных", а сильная своим общественным, гражданским вниманием к жизни.
Если несколько конкретизировать понятие идейного влияния КПСС непосредственно на творческую интеллигенцию, то следует сказать прежде всего о том, что партия своими советами и рекомендациями помогает социально-идеологической ориентации художников в окружающем их мире.
Партия выступает против того, чтобы актуальностью темы прикрывались серые, убогие в художественном отношении вещи, чтобы авторы литературных произведений замыкались в узком кругу мелочей быта. Партия выступает как против так называемой "лакировки" действительности, так и против стремления акцентировать внимание лишь на теневых явлениях нашей жизни, которое обычно выливается в поверхностное, унылое, бескрылое бытописательство. В то же время партия поддерживает критику недостатков, мешающих нашему продвижению вперед. Партия проявляет заботу о том, чтобы писатели, художники, артисты и режиссеры расширяли горизонты своего сознания (каждый по- своему!), углубляли понимание реальности, вырабатывали и совершенствовали свое марксистско-ленинское мировоззрение, мироощущение, видение мира.
Идеями партии свободно, осознанно руководствуется Союз писателей СССР, 50-летие которого отмечается в эти дни всенародно. Наша организация горда считать себя помощником партии в воспитании литературных кадров.
Одно из подтверждений тому - недавно прошедшее VIII Всесоюзное совещание молодых литераторов, на котором 300 молодых авторов, помимо семинарских занятий, обсуждений представленных работ, побывали на заводах, фабриках, в колхозах, знакомясь с проблемами и заботами, которыми живут труженики города и села.
КОРР: В каких формах осуществляет практически сегодня КПСС свое воздействие на художественную культуру?
СУРОВЦЕВ: Разнообразны, например, формы партийного просвещения в Московской писательской организации, где руководителями семинаров являются видные наши прозаики, публицисты, ученые. Да и в других писательских организациях политическая учеба стала неотъемлемой частью жизни творческих коллективов.
Самой важной чертой работы системы партийной учебы здесь является тесная связь изучения коренных проблем марксистско-ленинской эстетики с повседневной художественной практикой слушателей. Дискуссии, возникающие на семинарах, помогают участникам в работе над современной тематикой. Это не раз на страницах газет, журналов отмечали наши ведущие прозаики, поэты, драматурги. Как видите, отношения партии и деятелей культуры - это совместная, дружная работа единомышленников.
Ну а когда надо высказать свое мнение о делах непосредственно в сферах художественного творчества, наша партия, как вы знаете, делает это - и на своих съездах и Пленумах ЦК, и специальными постановлениями, главный смысл которых - ориентировать творческие кадры, сплотить их, возбудить в них новую самодеятельную творческую инициативу.
За последние годы было принято несколько важных постановлений ЦК КПСС, касающихся литературы. Например, "О литературно-художественной критике" (1972 г.), "О работе с творческой молодежью" (1976 г.), "О творческих связях литературно- художественных журналов с практикой коммунистического строительства" (1982 г.). Сегодня плодотворность их уже очевидна.
Так, отвечая на эти постановления, советские литературно-художественные журналы укрепляют и расширяют шефскую помощь и связь с крупнейшими стройками, важными промышленными и аграрными районами страны. Например, журнал "Знамя" имеет постоянный литературный пост на Курской магнитной аномалии, "Октябрь" - в Тюменской области и в Российском Нечерноземье, "Новый мир" - на КамАЗе и на заводе имени Лихачева. "Дружба народов" - у строителей Нурекской и Рогунской ГЭС. Укрепляется творческая связь ленинградских писателей, журнала "Звезда" со строителями Саяно-Шушенской ГЭС. Эти связи помогают писателям, глубже осмыслить тенденции и диалектику современных процессов. Все шире и прочнее становятся связи писательских организаций с воинами армии и флота.
Таким образом, процессы руководства КПСС художественной культурой сегодня несут на себе явственный отпечаток движения нашего общества к дальнейшей интернационализации жизни, укрепляющей братство всех наций и народностей нашей Советской страны, способствующей расцвету их творческих сил.