СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПРЕССА. Под маской "христианской Европы"

   
   

Католический клерикализм является составной частью широкого антикоммунистического фронта, пишет теоретический и политический журнал ЦК КПЧ "Нова мысль" (1984, N 10)

Общий характер и абстрактность религиозных норм и идей до сего времени позволяют католическим идеологам наполнять их любым конкретным содержанием в соответствии с нуждами и интересами того или иного слоя или класса и использовать их для достижения политических целей.

Буржуазные идеологи хорошо это понимают и уделяют сегодня все больше внимания именно католицизму. Католическая церковь все еще является мощной международной силой с единым руководством, иерархическим устройством и крупным аппаратом. По некоторым. оценкам, в мире насчитывается более 400 тыс. католических священников и около 1400 католических организаций.

Журнал отмечает, что нынешний папа, Иоанн Павел II, в ходе своего визита в Польшу признал, что религиозные дела нельзя отделить от политических. Более того, папа сам стремится представлять себя в глазах общественности в качестве политика мирового ранга. Он заинтересован в первую очередь в укреплении церкви и ее дестабилизирующего воздействия. Он видит внутрицерковные противоречия, стремится преодолевать разобщающие тенденции и допускает отчасти определенный плюрализм. Он признает наличие угрозы богоотступничества и возрастающее разочарование людей в религии. Несмотря на это, папа с наигранным оптимизмом утверждает, что католическую церковь ожидает прекрасное будущее и что настало самое время перейти в контрнаступление.

В соответствии с прогнозами Ватикана 2000 год станет началом тысячелетия триумфа церкви. Иоанн Павел II хочет создать для этого необходимые условия, и поэтому он обратился к средневековью и поддерживает идею "христианской Европы".

Еврохристианство - типичное проявление воинствующего клерикализма. Церковь хочет христианизировать Европу, невзирая на протесты миллионов неверующих и атеистов. Из истории мы знаем, что католическая церковь всегда говорит об "объединенной Европе" в период, когда она желает создать преграду на пути прогрессивных идей и движений. Подобные попытки в прошлом предпринимались неоднократно. Ныне эту идею пропагандирует Иоанн Павел II, который ясно выразил ее во время визита в Польшу в июне 1979 года.

Идею "объединенной Европы" папа поддерживает и с помощью пропаганды отдельных святых, из которых наиболее подходящими он считает Кирилла и Мефодия, названных им "покровителями Европы". Если разобраться в сущности этой концепции, то становится ясным, что под внешне всеобщим лозунгом христианизации Европы скрывается совершенно конкретная клерикально-политическая цель. Иоанн Павел II хочет использовать все средства для того, чтобы создать больший простор для деятельности церкви. И при этом он зачастую вмешивается во внутренние политические дела государств, что проявилось, например, во время его второго визита в Польшу. Выдвижение требований перед государственной властью во имя расширения власти церкви - это отличительная черта католического клерикализма.

Из многих речей папы Иоанна Павла II следует, что подспудно антикоммунистический тон является постоянным спутником его политики, независимо от того, проявляется ли он прямо или закодирован в абстрактные и символические фразы религиозной риторики. Этот факт указывает на то, что мы не можем без оговорок оценивать позитивное значение активности папы в вопросе войны и мира. Его пацифизм исходит от нежелания признать наличие подлинных причин, создающих атмосферу военной опасности. При этом ни в коем случав нельзя не заметить антисоветский тезис папы о том, что, наряду с войной, такую же опасность для человечества представляет угроза "тоталитарных систем", ограничивающих- де права человека и религиозную свободу.

Недавно в США было подготовлено пастырское послание католических епископов с призывом к миру. Там появляются крупные религиозные организации, которые, по словам Гэса Холла, являются новой силой в борьбе за мир прежде всего потому, что "дают действенный отпор ультраправым группам". Подобная обстановка сложилась и в странах Латинской Америки, где живут миллионы католиков. Однако папа не поддерживает такую деятельность католиков. Наоборот, он открыто подавляет проявление этой активности и, с другой стороны, предоставляет простор дли деятельности политических эмигрантов из социалистических стран. Одновременно в различных учреждениях Ватикана все больше насаждается дух антисоветизма.

Не случайно усиливающаяся политическая активность Ватикана прямо связана с агрессивными планами буржуазных идеологов и политиков. Эта связь, хотя и прикрываемая абстрактными рассуждениями о необходимости "цивилизации любви", в действительности служит постоянным напоминанием о том, что Ватикан никогда не смирится с развитием, закономерно ведущим к коммунизму, подчеркивает "Нова мысль".

Смотрите также: