ИНДИЯ. Индира Ганди: ВО ИМЯ ЕДИНСТВА НАРОДА

   
   

Журнал "Жеополитик", издаваемый Международным институтом геополитики, опубликовал интервью Индиры Ганди, которое из-за ее трагической гибели оказалось одним из последних.

Приводим это интервью с некоторыми сокращениями.

ВОПРОС: Вы заявили в свое время, что в Индии, которая стала независимой, демократия - это единственный путь, позволяющий дать достойный ответ на экономические и социальные проблемы быстро меняющегося мира. Учитывая это, какие цели Вы ставите перед индийским обществом не ближайшее десятилетие?

ОТВЕТ: Еще тогда, когда мы боролись за независимость, мы хорошо понимали, что политическая свобода страны - это только первый этап. Когда мы добились независимости, борьба не закончилась. Это была лишь первая битва. Но подлинная борьба состояла в том, чтобы обеспечить новую жизнь всему индийскому народу, создать условия для процветания экономики, для улучшения системы здравоохранения, начиная с питания, и предоставить всем возможности для прогресса.

Мы не могли игнорировать социальные язвы, от которых страдает большая часть нашего населения и с которыми мы можем бороться лишь с помощью образования и повышения культурного и духовного уровня индийского народа. Мой отец часто говорил, что нужно стремиться сочетать науку и духовность.

ВОПРОС: Говорят, что в ответ на вопрос Андре Мальро (французский писатель, государственный деятель. - Ред.), какова самая острая проблем? страны, Ваш отец ответил: "Накормить их".

ОТВЕТ: Да, но сейчас это уже не самая первоочередная проблема, так как у нас достаточно зерна. Это был первый шаг, без которого ничего нельзя было сделать. Мы должны пойти дальше. Хотя средний рацион питания все еще низкий, но нам уже не приходится сталкиваться с проблемой голода как такового.

В настоящее время, благодаря осуществлению наших программ развития, мы добились экономического и социального прогресса, хотя мы все еще вынуждены бороться против бедности.

Я добавлю к этому, что мы избрали оригинальный путь. Мы должны были взять все лучшее из наших традиций, чтобы объединить с тем, что есть лучшего в науке и технике. Это нелегко в стране, которая по своим масштабам не уступает настоящему континенту, где представлены все религии мира, несколько сотен разных языков, бесчисленные обычаи и привычки и разный уровень развития - от городских слоев населения, ведущих современный образ жизни до некоторых сельских зон, которые полностью погрузились в свою религию, в архаичную структуру и образ мышления. В Индии принцев и магараджей существовало самое вопиющее неравенство.

ВОПРОС: Как Вы считаете, действительно ли удастся добиться сочетания традиций и современности?

ОТВЕТ: Все проблемы взаимосвязаны и их нельзя решать по отдельности. Благодаря улучшению положения с питанием и благодаря программам здравоохранения мы добились того, что детская смертность сократилась, а продолжительность жизни возросла. Как вы знаете, когда англичане ушли из Индии, средняя продолжительность жизни была 32 года. В настоящее время она составляет 55 лет. По сравнению с Европой это кажется мало. Но это большой прогресс по отношению к 50-м годам.

Цель всех наших экономических программ, даже "ели они дорогостоящие, состоит в том, чтобы попытаться решить проблему бедности.

Искусственные спутники, которые мы вывели на орбиту, передавая телевизионные программы, позволяют повысить культурный уровень сельского населения, на которое раньше невозможно было воздействовать. Этот эксперимент был рассчитан всего лишь на один год. Однако, учитывая огромный интерес, который он вызвал, мы решили создать свою собственную систему искусственных спутников. Мы добиваемся не престижных достижений, а лишь средств, позволяющих сохранить нашу независимость...

Что же касается вопроса, с которым Андре Мальро обратился и моему отцу, то я бы скорее ответила гак: сейчас самое важное состоит в том, чтобы "побудить их жить вместе".

ВОПРОС: А ваше единство? Сложилось ли у Вас впечатление, что оно находится под угрозой изнутри или извне?

ОТВЕТ: Да, мы недавно столкнулись с этим в Пенджабе. Люди, которые выкрикивают сепаратистские лозунги, живут не в Индии, а в других странах, таких, как Канада или Соединенные Штаты. У них есть там деньги, которые они посылают сюда. Они пытаются увлечь за собой молодежь, в первую очередь молодых безработных, и всех тех, кто полагает, что гораздо почетнее быть террористом и совершать убийства, чем делать что-либо конструктивное.

ВОПРОС: С этой точки зрения считаете ли Вы, что то, что происходит к западу от Индии между Ираном, Афганистаном и Пакистаном, представляет собой серьезную опасность?

ОТВЕТ: Такая возможность существует. Пакистан воспользовался обстановкой в Афганистане, чтобы добиться от Соединенных Штатов передачи технологии и поставок современных вооружений, а также финансовой поддержки, в том числе от Саудовской Аравии и от других стран.

ВОПРОС: Вы характеризуете свою политику как политику неприсоединения. Но за границей склонны констатировать "объективные" совпадения между позициями Индии и позициями Советского Союза...

ОТВЕТ: Я бы сказала, что все обстоит иначе. Я бы сказала, что СССР поддерживает нас (когда я говорю "нас", я имею в виду не только Индию, но и все развивающиеся страны). Так, например, нет сомнений в том, что мы являемся естественными наследниками - и это понятно - антиимпериалистических и антиколониалистских традиций, которые могут быть традициями Советского Союза. Так, например, мы заняли очень четкие позиции по вопросу об апартеиде и по палестинскому вопросу.

ВОПРОС: Это "официальная", дипломатическая позиция, которая, по правде говоря, не объясняет того "совпадения", о котором мы упомянули...

ОТВЕТ: В тех случаях, о которых я говорила выше, мы поддержали арабов и их позиции в целом, и точно так же мы в принципе поддерживаем некоторые антиколониальные движения и ре жимы в Африке и в Центральной Америке. Ни в коем случае нельзя сказать, что мы заняли такую-то позицию, потому что эту позицию занял СССР.

ВОПРОС: В отношении Афганистана Вы охарактеризовали Вашу позицию как совершенно прагматичную и не продиктованную нажимом со стороны СССР.

ОТВЕТ: Совершенно верно.

ВОПРОС: Какие перспективы, по-Вашему, открывает возможное сближение между Японией и Китаем, которое может выразиться в массовой передаче японской технологии Китаю, и каковы последствия этого сближения для Индии?

ОТВЕТ: Необычайно трудно заниматься пророчествами в этом отношении. Никто не может сказать, повернется ли в конечном счете Китай к Японии или к СССР или он останется таким, каков он есть. Судя по всему, у руководителей Китая все еще есть разногласия по этому вопросу... Ясно одно, а именно, что китайцы стремятся к экспансии. Они хотят аннексировать не только часть вьетнамской территории, но и часть территории соседних с ними стран, и в том числе значительную часть территории Индии. Они уже оккупируют обширную зону нашей страны, в основном горную.

В настоящее время они даже имеют притязания на районы, населенные индийцами. Их требования основаны на старых географических картах. Но если придерживаться этих карт, то район Калаша, то есть Тибет, следовало бы считать неотъемлемой частью Индии. Что сказали бы европейцы, если бы их границы определили на основе старых карт?

Я хочу заметить, что, с другой стороны, Китай продолжает осуществлять свою ядерную программу и в этой области оказывает помощь Пакистану.

Мы, несомненно, вступаем в переходный период во всех областях, период, необычайно опасный для мира во всем мире со всех точек зрения - экономической, социальной и стратегической. Мы должны справиться с этим, мобилизуя все наши средства. Экономическое и социальное развитие и защита мира неотделимы друг от друга.

Смотрите также: