На вопросы "АиФ" отвечает специальный корреспондент итальянской газеты "Стампа" постоянно аккредитованный в Москве, Джульетта КЬЕЗА.
- Г-н Кьеза, у вас, учитывая отличное знание русского языка и многолетний опыт работы в нашей стране, по-моему, есть очень хорошие возможности следить, в частности, за подготовкой и началом нашей экономической реформы. Как вы оцениваете ее ход?
- Как мне кажется, основные шаги, предпринятые российским правительством, были практически неизбежными. Конечно, многие решения кажутся неподготовленными, однако надо учитывать ту обстановку, в которой они принимаются. Президент Ельцин прав, когда говорит, что много лет уже потеряно и решения надо принимать спешно.
Другое дело, что есть особые опасения, связанные с Содружеством. Если бы реформа осуществлялась только в России, то все было бы проще. Но, к сожалению, положение осложняется распадом Союза. Это создает дополнительные сложности. У меня нет сомнений в том, что ход реформы будет определяться развитием политических событий внутри бывшего СССР.
- У вас сейчас все чаще можно встретить выражение "реформа пошла", означающее, что появились первые, пусть пока скромные, результаты: постепенное насыщение товарного рынка, быстрый подъем розничной торговли, рост курса рубля по отношению к доллару и т. д. Вы согласны с этим?
- Конечно, позитивные признаки есть. Хорошо, что стало больше людей, торгующих чем-либо. А если наладится процесс приватизации хотя бы в сфере распределения, то положительных результатов будет больше, пусть даже возникнут новые социальные проблемы.
Эти позитивные признаки подтверждают, что движение к рынку идет в правильном направлении. Однако уже оценивать их как элементы стабилизации пока рано. Например, рост курса рубля относительно доллара, безусловно, показывает, что для ограничения эмиссии предпринимаются правильные меры. В то же время устойчивой тенденцией это еще не стало. И выдержит ли рубль дальнейшие испытания? Ведь надо увеличивать заработную плату военнослужащим, надо оказывать помощь малообеспеченным семьям...
- Вы полагаете, что именно в этой области лежат главные препятствия для успеха нашей реформы?
- На первое место я бы поставил психологию как главное препятствие. Может быть, мое рассуждение покажется вам слишком философским. В вашей стране отношения человека с государством всегда были особенными. Исторически люди всегда жили общинами, отделенными огромными расстояниями. И только очень сильная центральная власть могла контролировать такие пространства. Поэтому люди мысленно делегировали этой власти способность решать свои собственные проблемы. А такая психология не меняется в течение одного поколения: она меняется только в течение веков.
Беседовал Б. СТАНИШНЕВ