Были ли ошибки во внешней политике нашего государства?
А. Коваль, Киев, и др.
В качестве ответа на этот вопрос приводим выдержку из выступления члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР Э. ШЕВАРДНАДЗЕ на собрании актива Дипломатической академии, Института международных отношений и центрального аппарата министерства (цитируется по "Вестнику МИД СССР", 1987, N 2).
В дальнейшем редакция намерена подробнее осветить этот вопрос на своих страницах.
ЕСЛИ ВЕРНА МЫСЛЬ, что внешняя политика есть продолжение внутренней - а она безусловно верна, - если правилен тезис, что целью дипломатии является формирование благоприятной для внутреннего развития внешней среды - а он безусловно правилен, - то мы вынуждены признать: в отставании нашей державы, в постепенной утрате ею своих позиций есть доля и нашей вины.
За пределами Советского Союза мы представляем с вами великую страну, которая за последние пятнадцать лет все более утрачивала положение одной из ведущих индустриально развитых стран. Внешнеполитическая служба страны не смогла вовремя подать сигналы предупреждения о нашем отставании в научно-технической революции, не прогнозировала структурные перестройки в мировой экономике, не предостерегала от однобокого увлечения торговлей энергоносителями. Если быть до конца честными, то мы нередко содействовали, а иногда и провоцировали огромные материальные инвестиции в безнадежные внешнеполитические проекты, молчаливо поощряли акции, которые в прямом и переносном смысле и по сей день дорого обходятся народу, очень плохо или, иначе говоря, никак не координировали внешнеэкономическое и научно- техническое сотрудничество.
На нашей совести то, что внешнеполитическая служба - одно из самых важных, самых чувствительных звеньев в системе управления государством - выполняла свои обязанности в отрыве от коренных жизненных интересов страны. Это и есть самая настоящая ведомственность, когда функция внешней политики предстает как самоцель.
Ныне так быть не должно.
Что для нас, работников внешнеполитической службы, вытекает из решений июньского Пленума ЦК?
Здесь мы должны прежде всего руководствоваться основополагающим положением о том, что внешняя политика должна обеспечить благоприятные условия для решения внутренних "задач нашего государства.
Главное - чтобы страна не несла дополнительных расходов в связи с необходимостью поддержания обороноспособности и защиты своих законных внешнеполитических интересов. Значит, мы должны искать пути к ограничению и снижению военного соперничества, снятию конфронтационных моментов в отношениях с другими государствами, приглушению конфликтных и кризисных ситуаций. Делать все это, разумеется, надо, не жертвуя своими принципами, классовыми интересами и своими идеалами.
Нынешний период настоятельно требует от нас совершенствовать помощь государственным органам в формировании такого международного сотрудничества - в экономике, науке, торговле, экологии, - которое содействовало бы в максимальной степени успеху нашей хозяйственной реформы.
Мы должны повышать рентабельность нашей внешней политики, добиваться такого положения, когда взаимоотношения с другими государствами в наименьшей мере обременяли бы нашу экономику и создавали стабильную психологическую атмосферу, в которой люди могли бы спокойно работать.
Решения партии обязывают нас и во внешней политике больше учитывать экономические методы. В политике практически всегда можно действовать разными способами, выбирать разные тактические ходы, добиваясь достижения поставленных целей. Иначе говоря, возможны варианты. Каждый вариант имеет свою цену. Просчитывая варианты, предлагая решения и рекомендации, мы должны сравнивать и материальные затраты. И в политику вводить антизатратный принцип.
Переход к анализу такого рода потребует на порядок поднять наши представления о факторах, влияющих на осуществление политики, об обоснованности того или иного политического выбора.