КУЛЬТУРА. САТИРА НА СОВЕТСКОЙ СЦЕНЕ

   
   

Московский академический театр сатиры достоин того, чтобы называться "Домом Маяковского", по примеру Малого театра - "Дома Островского" - или МХАТа, который называют "Домом Чехова".

И не потому, что Театр сатиры прописан на площади Маяковского. Этому театру принадлежит возрождение на сцене трех пьес поэта - "Вани", "Клопа" и "Мистерии- буфф". А главное, все содержание творчества театральной труппы - это боевая сатира, критика недостатков, которые метают нам жить и строить.

Вот какими мыслями о роли сатиры в жизни нашего общества поделился с журналистом Ниной Коваленко главный режиссер Театра сатиры народный артист СССР В. ПЛУЧЕК.

КОРР. Валентин Николаевич, западные "специалисты" по вопросам советской культуры не устают сетовать на то, что в СССР деятели литературы и искусства якобы лишены возможности критиковать недостатки, что сатира как жанр искусства вообще не имеет у нас права на жизнь, потому что, мол, запрещена, а произведения создаются по чьей-то указке. Как формируется ваш репертуар? Кто решает, что и как ставить в Театре сатиры?

ПЛУЧЕК. Прежде всего отмечу, что советская сатира не только существует, но и опирается на богатые традиции, зародившиеся еще на заре Советской власти. Достаточно вспомнить творчество В. Маяковского, М. Булгакова, В. Мейерхольда. Эти традиции постоянно укрепляются и продолжают развиваться.

Наш театр впервые поднял занавес в 1924 г. Тогда основной принцип деятельности актеров и режиссеров можно было определить так: "Утром - в газете, вечером - в куплете". В дальнейшем работа над пьесами Маяковского вывела наш театр на новую высоту, неизмеримо раздвинула творческие горизонты.

В. Маяковский умел яростно ненавидеть, обличать все те отрицательные явления, которые были и есть, конечно, и сейчас в нашей жизни. Такие, как бюрократизм, мещанство, стяжательство. Но рядом с этим отрицанием у него всегда был идеал, во имя которого он отрицал, - коммунистический идеал. Вот эти идейно-эстетические позиции Маяковского - сегодня в основе нашего театра. Мы не боимся художественными средствами говорить смело о самых острых, самых сложных, самых неприглядных явлениях нашей жизни.

Приведу пример. Пьесы "Гнездо глухаря" В. Розова и "Но 206-й" В. Белова, идущие на нашей сцене, содержат большой заряд обличения человеческих пороков. В первом спектакле - людей, которые морально глухи к окружающему их миру, а вторая пьеса бичует пьянство. И тем не менее эти постановки не создают на сцене мрака, не порождают уныния, а показывают динамику борьбы с этими негативными явлениями, вселяя в сердца зрителей социальный оптимизм.

Наши идейные противники могут, конечно, использовать в своих целях нашу гласность и правдивость. Но они снимут еще больший "урожай", если мы станем оберегать от гласности наши недостатки. Борьбе с недостатками и одновременно с идейными противниками призван служить наш театр. Что касается выбора пьесы, темы пьесы, вообще линии театра, отбора репертуара, это - дело художников, работающих в театре. Ведь театр - это живой организм, творческий, он состоит из определенных человеческих индивидуальностей. О каком декретировании, о какой указке может идти речь, когда люди делают искусство, по-настоящему творят?

Смею надеяться, что наш театр, работающие в нем люди творят именно искусство, а не ремесленные поделки по чьему-то заказу или приказу. И популярность нашего театра у зрителей - пусть это и нескромно с моей стороны - как раз, я думаю, об этом свидетельствует. Вы знаете, и до сих пор у меня вызывает волнение вечерний приход в театр, когда я вижу людей, стоящих у входа и спрашивающих: "Нет ли лишнего билета?" Вот уже не одно десятилетие наш театр не знает, что такое непроданный билет.

КОРР. Несколько слов о сегодняшнем репертуаре театра.

ПЛУЧЕК. Сегодня у нас в репертуаре около 20 спектаклей. В первую очередь это современная советская пьеса. Русская классика неизменно присутствует в нашей афише. На сцене театра шли и идут произведения современных авторов стран социалистического содружества. Большим успехом пользовался, к примеру, спектакль по пьесе венгерского автора И. Дьярваша "Лазейка" - у нас этот спектакль называется "Проснись и пой!". Сейчас мы включили в репертуар комедию болгарского драматурга С. Стратиева "Максималист".

Идут на нашей сцене, разумеется, и произведения современных западных авторов. Например, одна из последних премьер - это инсценировка романа известного английского писателя и актера Питера Устинова "Крамнэгел". В этом спектакле предстают в истинном свете столпы британского правосудия, считающие себя оплотом демократии. Они готовы найти оправдание даже уголовному преступлению, совершаемому американским полицейским Б. Крамнэгелом, потому что свято верят в его исключительность. Это острая, точно бьющая в цель сатира, обнажающая чудовищное ханжество мира, где правит капитал.

Есть у нас на примете еще несколько зарубежных пьес.

КОРР. Можете ли вы сказать, что ваш театр работает в условиях благоприятствования - не только со стороны ваших зрителей, но и общества в целом?

ПЛУЧЕК. Сознаюсь, что мы сами в своей каждодневной, будничной работе иногда даже недооцениваем, не задумываемся о том, какие мы имеем возможности. Возьмем наш театр. В центре Москвы, на великолепной площади, стоит здание, оборудованное по последнему слову сценической техники. Мы его не купили, мы его не арендуем. Оно предоставлено нам государством бесплатно.

Далее, мы тратим на постановку спектаклей столько денег, сколько необходимо. А театральные билеты в нашей стране очень дешевы, чтобы обеспечить общедоступность искусства, и полные сборы покрывают лишь часть наших расходов. Остальное - из бюджета страны, за счёт государственных дотаций. В таком же положении находятся и другие советские театры.

Если вы взглянете на программки любого нашего спектакля, то увидите, что большинство актеров носит высшие почетные звания - заслуженных, народных артистов РСФСР. СССР. Разве это не говорит о самом благоприятном, я бы сказал, щедром к нам отношении!

За всем этим, конечно, оценка профессионального и художественного мастерства труппы. Но за этим - и отношение к самой направленности нашего боевого, критического искусства.

Смотрите также: