АНТИКУЛЬТУРА. Телевидение США: какое оно?

   
   

М. БЕРЕЗОВСКИЙ - известный польский публицист, автор многих книг, посвященных современной Америке. Во время пребывания в США он за повседневными, будничными мелочами разглядел подлинную трагедию человека, из которого общество выжимает буквально все, опустошает дух, по существу превращая его в "свободного" робота.

Одна из последних работ М. Березовского - книга "Непременно - скандал" - готовится к печати в Политиздате. Предлагаем читателю отрывок из нее.

Спустя неделю после того, как по телевизионному каналу Эн-би-си передали программу "Рожденные невинными", в которой вопреки идиллическому названию была сцена зверского изнасилования молодой актрисы, в одном американском городишке такая же сцена повторилась в действительности. Разразился скандал, родители жертвы выдвинули против корпорации Эн-би-си обвинение, требуя через суд выплаты штрафа.

ГЕРОИ И ЗРИТЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Еще в начале 70-х годов американское телевидение остерегалось употреблять слова, оскорблявшие уши пуритан. "Общество вседозволенности" сняло такого рода ограничения. Именно радикальные послабления и сделали возможным показ программ, подобных сериалу "Рожденные невинными".

Спор, чего на телевидении будет больше - эротики или насилия, завершился в свое время компромиссом: стали давать больше и того и другого.

Заметим, что рядовой житель во многих странах только на сон отводит больше времени, чем на просиживание у телевизора. В среднем американская семья проводит у телевизора 44 часа в неделю, иными словами, тратит на это времени больше, чем на работу.

Специалисты утверждают, что телевидение сильнее, нежели школа, влияет на психику детей. Таким образом, телевидение в огромной мере определяет интеллектуальный уровень человека конца XX столетия.

Массовая телевизионная культура формирует национальные привычки, пристрастия, мечты.

Уже давно в Америке называют телевидение одним огромным электронным комиксом, и это далеко не похвала. Телесеть Си-би-эс включила в свои программы комикс, героем которого стал "Капитан Америка", коему была поручена миссия побеждать всех врагов американского образа жизни.

В 70-е годы стало ясно, что сериалы "семейных комедий" играют существенную роль в идейном воспитании американских телезрителей. Критики пришли к выводу, что многие американцы "верят во все, что видят, а стало быть, "покупают" политические и идеологические взгляды".

По мнению Дана Ниммо и Джеймса Э. Комбса, авторов книги "Политика подсознания", программирование в сфере культуры на Западе имеет цель снять социальную напряженность. Они приводят пример: в 1978 - 1979 гг. американское телевидение выпустило передачу "Дедуся стравляется в Вашингтон", в которой пожилой человек, провинциал, олицетворение честности и справедливости, оказывается избранным в сенаторы. Благодаря личным достоинствам ему удается победить бюрократию, сэкономить средства налогоплательщиков, не позволить президенту сорить деньгами. Торжество честного человека, действующего в одиночку, - это миф, проповедуемый вестернами.

Другой миф - идеализация семейной жизни, протекающей в сельском раю или в забавных приключениях; этому тоже посвящено множество сериалов. Ниммо и Комбс обращают внимание на то, что развлекательные передачи в жанре научной фантастики, вроде "Звездного путешествия", стараются убедить зрителя в стабильности американской Судьбы и американского Успеха, утверждают незыблемость канонов американской поп- культуры, стремятся сделать их вечными.

"АНТИИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ" ПЕРЕДАЧ

Нью-йоркский профессор Нил Постмен утверждал: телевидение дает упрощенную версию жизни и поощряет веру в то, что с помощью вмешательства техники любую проблему можно быстро и просто решить. Постмен писал об "антиинтеллектуализации" многих передач: герои, обремененные образованием и знаниями, часто выступают в роли отрицательных героев.

Президент Си-би-эс Уильям Пейли, один из тузов американского телевидения, признал, что в часы пик телевидение передает посредственные программы, и тоже оправдывал это "вкусами массовой аудитории".

Как принято говорить в США, большинство людей включает телевизоры не за тем, чтобы что-то увидеть, а для того, дабы что-нибудь посмотреть. "Почти у 40% нашего населения невысокий образовательный ценз, и именно из этой группы рекрутируются самые горячие поклонники телевидения, - заявил американский специалист и бывший менеджер ТВ Майкл Данн. - Больше всего времени у телевизора проводят те, у кого ниже доходы или же ниже уровень умственного развития".

РЕКЛАМА ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ

На коммерческих телевизионных каналах реклама не дополняет программу, а является составной ее частью. Программа часто строится вокруг рекламных вставок, передаваемых каждые 10 - 15 минут. Корпорации, рекламирующие свои товары, устанавливают, какого рода пьесы, шоу, фильмы, мюзиклы или ревю будут смотреть зрители во время показа рекламы, иначе говоря, во время, ими закупленное. Выбирая, они заинтересованы в привлечении внимания как можно большего количества потенциальных покупателей и клиентов; платя немалые суммы, они хотят быть уверенными, что затраченное даст максимальный эффект.

В 1980 г. самая высокая цепа одноминутной рекламы на американском телевидении в часы пик, когда воздействие объявлений наибольшее, приближалась к 500 тыс. долл. Годом раньше общие поступления на счет всех телевизионных сетей и организаций в США составляли около 9 млрд. долл. Это был практически единственный источник доходов телевидения. (В 1971 - 1976 гг. доходы телекорпораций Эн-би-си, Си-би-эс и Эй- би-си возросли на 192%, т. е. вдвое больше, чем средние доходы американских корпораций в целом.) Так что призывы сократить число рекламных заставок остаются пустым звуком.

Смотрите также: