Примерное время чтения: 5 минут
222

Театр страстей Алексея Пушкова

ПОЯВЛЕНИЕ телеканала "Спорт" на месте почившего в бозе ТВС "встряхнуло" телевизионный мир. Об изменениях в телеменю, интригах, запретных темах, отношениях с властью, "денежными мешками" и зрителями мы говорим с Алексеем ПУШКОВЫМ - автором и ведущим программы "Постскриптум", которая недавно отметила 5-летие в эфире.

- ТВС СТАЛ жертвой политических "разборок" и незрелости российской демократии. Обжегшись на 1-м канале с Березовским и на 4-м с Гусинским, на шестой кнопке власти родили нежизнеспособного ребенка. Люди, управляющие государством, не выдержали агрессивного политизированного напора, а иногда и откровенного шантажа со стороны частного телевидения. Это как в боксе: от ударов нужно защищаться. Но оппонента оказалось легче дисквалифицировать. Впрочем, два метровых канала - НТВ и ТВЦ - все же нельзя назвать государственными. Четвертая кнопка принадлежит "Газпрому" - государственной компании, но не государству. А 90% акций третьей копки принадлежит правительству Москвы.

- Кажется, что самыми "отвязными" в метровом диапазоне остались как раз эти каналы. На вашем есть запретные темы?

- Во всем мире одно и то же: есть правила игры. Ни один журналист на CNN не мог выступить против Тернера, когда CNN принадлежала Тернеру. Ни один журналист американского канала ABC не может "пройтись" по главным владельцам компании. Точно так же 3-й канал не сможет объявить информационную войну московскому правительству. Но все остальное, в том числе и критика неприемлемого в Москве, для нас не является запретной темой. У нас большее поле для маневра. Поэтому 3-й канал из "маргинального" превратился в канал, который смотрит все больше людей, интересующихся политикой.

- На фоне нейтральных политических сюжетов и комментариев трагизм, страсти и патриотический пафос "Постскриптума" становятся особенно заметны. Как бы с этим не переборщить?

- В моей программе нет трагического подтекста. Но есть драматизм - когда неудовлетворительная ситуация подается ее самым острым углом. Если же говорить о страстях, на мой взгляд, политика сама по себе - театр страстей. Там есть абсолютно все: измены, интриги, коварство, подлость и даже эротика, если вспомнить, скажем, "Моникагейт" в США. Политика - это борьба за власть и влияние, борьба, в которой все человеческое проявляется в полной мере.

Теперь о патриотизме. Я смотрю на это иначе: а достаточно ли его? На протяжении последних десяти лет многие СМИ, похоже, занимаются только тем, что объясняют, какая паршивая страна Россия. Я понимаю, что еще коммунисты воспитали аллергию к пафосному патриотизму. Потому что слишком часто заставляли гордиться тем, чего не было. Но если постоянно убеждать сограждан, что они живут в дерьме, что под Сталинградом мы победили только благодаря заградительным отрядам, а в Петербурге за красивыми фасадами можно найти исключительно мусорки, то чего этим хотят добиться? К чему призвать? К эмиграции? В своей программе я пытаюсь уравновесить нехватку у нас здорового, нормального, в том числе и в западном понимании, патриотизма, а Западом я как политолог профессионально занимаюсь уже 25 лет.

- Опросы показывают, что очень популярной в обществе становится идея "потрясти олигархов", богатеющих на продаже природных ресурсов. И действительно, некоторые из них в состоянии в одиночку профинансировать реформу Российской армии или взять на содержание всю российскую науку...

- Меня смущает не размер их состояний, а другое: насколько соразмерная часть общего богатства идет в карман нескольких человек? Я не хочу, чтобы в России повторялся африканский сценарий, когда на протяжении десятков лет из континента "сосут" алмазы, нефть, уран и все остальное, а деньги оседают на счетах нескольких человек в европейских и американских банках. В результате целый континент постоянно деградирует.

Меры против олигархов сегодня действительно популярны. Причина этого - явный дисбаланс между интересами трех десятков человек и состоянием всего общества. Интерес олигархов должен заключаться и в том, чтобы "вытягивать" страну, делать общество богаче, а не увеличивать разрыв до безумия.

- Вы часто задеваете "острые углы". Какова реакция? Были какие-нибудь конкретные результаты?

- Это раньше после статьи в "Правде" на местах принимались меры. У телевидения, как правило, нет возможности выносить приговор по конкретным ситуациям. Я вижу свою задачу в другом: чтобы общество не забывало, что правильно, а что нет, помнило о нормах, с которыми должны считаться все. Олигархи, министры и простые граждане. Поэтому моя программа не для тех, кто "ходит за "Клинским". Те, кого интересует только футбол и пиво, имеют на это право, но тогда не надо роптать, что кто-то за них все решил и страна идет совершенно не в том направлении.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно