ОРИЕНТИР. Как искажают историю

   
   

Без малого тысячу лет тому назад, в 988 г., киевским князем Владимиром Святославичем было принято христианство и по его повелению была крещена часть жителей Киева. Приближающуюся годовщину зарубежные недруги нашей страны пытаются использовать в своих целях.

Прежде всего, в искаженном свете подается это событие. Введение христианства, по- своему важное, но и противоречивое явление, обусловленное конкретными социально- экономическими причинами, преподносится клерикалами от антикоммунизма как якобы предопределенное свыше.

Не гнушаясь самой настоящей клеветой на своих предков, церковные эмигрантские издания и "радиоголоса" утверждают, что "русские славяне до принятия христианства не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального самосознания, ни самобытной культуры".

Последовавшее, мол, за добровольной христианизацией "русское возрождение" обязано, по их высказываниям, именно событию тысячелетней давности... И лишь в последнем столетии безбожники и атеисты нарушают-де развитие, освященное православием.

Такова цепочка ядовитых тезисов, которые, накладываясь на интерес советских людей к истории, должны по замыслам подрывных пропагандистов очернить наше настоящее. Для достижения своих целей они готовы на все, даже на приобщение к "лику святых" последнего русского царя Николая II, прозванного в народе Николаем Кровавым.

Известно, что до введения христианства князем Владимиром на Руси уже существовало государство, имевшее устойчивые связи со многими своими соседями. Высокое развитие получила духовная культура. Исторические источники подтверждают наличие письменности, произведений устного творчества и былинного эпоса.

Известно также, что крещение Руси в определенной степени содействовало дальнейшему развитию государственности, нравственной, культурной и других сторон жизни древнерусского общества, укреплению политического авторитета государства и его культурных связей.

Но нельзя забывать и то, что новая вера насаждалась мечом и огнем. "Кто не пожелает креститься - тот мне враг", - возвещал князь Владимир. На этом пути были безжалостно уничтожены многие памятники древнерусской культуры. Сопротивление народа было столь велико, что так называемая "добровольная" христианизация растянулась на многие столетия.

Мы не забываем, что принятие православия канонизировало власть феодалов, что церковь являлась оплотом царского самодержавия, колонизаторской политики царизма.

Не забываем мы также, что в строительстве культовых зданий, их росписи, создании икон церковь прежде всего преследовала свои цели. Свобода в творчестве ограничивалась жесткими рамками религиозных канонов. И шедевры, которыми мы все гордимся, создавались народными талантами зачастую не благодаря, а вопреки этим канонам.

Конечно же, мы не забудем и о том, каким мощным тормозом была религия для развития науки, общественных отношений, социального прогресса.

Одним словом, тем, кто готовит золоченый оклад для идеализированной картины христианизации Руси, мы должны противопоставить исторически выверенную, точную оценку прошлого.

Смотрите также: