Примерное время чтения: 5 минут
236

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Христианство на Руси: история, последствия, оценки (часть 1)

В ПРЕДДВЕРИИ третьего тысячелетия особенно остро встает вопрос о том, что несет с собой грядущий XXI век, какова историческая перспектива человечества, какие силы ее определяют. Главнейшим для цивилизации является решение таких глобальных проблем, как энергетическая, экологическая, демографическая, и важнейшей - проблемы сохранения мира.

В условиях невиданного раньше обострения борьбы идей все эти вопросы концентрируются вокруг понимания судеб человечества, смысла и движущих сил истории, того, на чьей стороне правда, в чьих руках историческая инициатива, каковы реальные пути, ведущие к установлению на планете общества социальной справедливости.

Для понимания законов общественного развития очень валено также постижение уроков истории, Нельзя проложить мост в будущее, не познав прошлое. Споры о будущем человечества связаны с различными подходами к оценке его исторического прошлого, из которого выросло, развилось современное общество со всеми его жгучими проблемами.

ОРУДИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФРОНТАЦИИ

Рассматривая в данном ключе вопрос о введении христианства на Руси, имея при этом в виду необходимость дать отпор различного рода ложным интерпретациям и оценкам этого события, мировоззренчески нам чуждым или враждебным, следует помнить, что под обстрелом наших идеологических противников находится материалистическое понимание истории в целом. Ему противопоставляются различные буржуазные концепции, в том числе и клерикальные, построенные на отрицании объективных законов истории, зачастую идеализирующие прошлое и в то же время пронизанные социальным пессимизмом относительно перспектив будущего цивилизации, искажающие подлинный ход истории и представления о нем в общественном сознании.

Вот почему в идеологической работе столь актуальны сегодня проблемы осмысления исторического процесса, связи прошлого, настоящего и будущего, включая и такой идеологически острый вопрос, как вопрос о роли религии в истории общества, в его духовном развитии. Этим и должен прежде всего определяться наш подход к такой конкретной исторической проблеме, как оценка значения введения христианства на Руси.

Православие для нас не только феномен прошлого, но и живая реальность. Православная церковь ведет активную работу, направленную на то, чтобы укреплять и распространять влияние религии на верующих, да и не только верующих; внедрять в их сознание религиозное, идеалистическое по своему существу понимание человека и общества, свои социально-исторические, нравственные ориентиры. Сейчас в этих целях все шире используется проблематика, связанная с предстоящим церковным юбилеем - 1000-летием введения христианства на Руси.

О ЧЕМ "ЗАБЫВАЮТ" ЦЕРКОВНИКИ

Суть церковно-богословского подхода к оценке введения христианства на Руси, его последствий и значения для социально-политического и культурного развития России сводится к тому, что православие, дескать, явилось краеугольным камнем становления и утверждения государственности русского, украинского и белорусского народов, их национального самосознания и культуры. Фактически введение христианства представляется церковниками как отправная точка, исходный пункт всей последующей отечественной истории. История нашей страны, таким образом, делится на два этапа - до введения христианства и после. В сущности, здесь предполагается исходить из того, что одна историческая эпоха отличается от другой именно религией; что та религия, которая в данную истерическую эпоху господствует, определяет всю совокупность общественной жизни. На ошибочность подобных взглядов указывал в свое время еще Ф. Энгельс, подчеркивая, что, наоборот, религия - явление исторически меняющееся, что изменения в ней обусловлены социальными, в конечном итоге экономическими отношениями, существующими в обществе.

Здесь речь идет о принципиальном водоразделе, который отличает марксистское, материалистическое понимание истории от идеалистического. В той оценке значения "крещения Руси", которая дается православными богословами, кроется и пропагандируется христианская интерпретация всей человеческой истории. Суть ее в одной на публикаций "Журнала Московской патриархии" выражена так: "Проповедью апостолов Христовых, засвидетельствованной их кровью, в истории человечества была открыта новая эра, которая продолжается и будет продолжаться до кончины мира".

Таким образом, религиозные деятели не только пропагандируют идею о благотворном влиянии "крещения Руси" на исторический процесс, преувеличивая и идеализируя при этом роль церкви, а ведут речь о большем. Задача атеистического просвещения не сводится лишь к подсчету тех плюсов и минусов, которые повлекло за собой "крещение Руси" в различных сферах жизни общества, к тому, чтобы преувеличенным оценкам противопоставлять преуменьшающие. Такой "количественный" подход вряд ли вообще плодотворен. Тот факт, что религия играла в истории значительную роль, и тем большую, чем к более далекому прошлому мы обращаемся, не вызывает сомнения, и его признание само по себе не является апологетическим.

В работах по истории религии Ф. Энгельс говорил о том, что христианство сумело подчинить себе Римскую империю и в течение 1800 лет господствовало над значительнейшей частью цивилизованного человечества. Он же указывал на то, что мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим; церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления. Монополия на образование досталась в тех условиях духовенству, вследствие чего оно приняло преимущественно богословский характер. Чувства масс были вскормлены исключительно религиозной пищей. Речь идет о средних веках, о тех исторических условиях, когда христианство проникло и в Киевскую Русь. И здесь, очевидно, действовали те же общие для той эпохи исторические факторы, которые определяли роль и значение религии в феодальном средневековом мире.

В. ГАРАДЖА, член-корреспондент АПН СССР, доктор философских наук, директор Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС.

---

Окончание следует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно