ИСКУССТВО. Художник и время

   
   

Имя народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР профессора Зураба Церетели широко известно в нашей стране и за ее пределами.

Им созданы оригинальные скульптурные композиции в Пицунде и Адлере; вместе с поэтом А. Вознесенским - величественный монумент в Москве, символизирующий дружбу русского и грузинского народов.

Живописные полотна грузинского мастера, скульптуры, витражи украшают постоянное представительство СССР при ООН, интерьеры советских посольств и консульств в Португалии, Сирии, Японии, Бразилии и других странах. Его произведения не раз демонстрировались не многих крупнейших мировых художественных выставках.

С Зурабом ЦЕРЕТЕЛИ беседует наш корреспондент В. Волков.

КОРР. Зураб Константинович! Помнится, не так давно сообщалось, что вам, художнику-коммунисту из СССР, семья бывшего президента США Дж. Кеннеди предложила расписать Центр культуры и искусства, названный его именем. На какой стадии находится эта работа?

ЦЕРЕТЕЛИ. Уж больно не по душе пришелся этот заказ тем, кто сегодня стоит у власти в США. Он был аннулирован. Жаль, конечно, работы, уже проделанной на стадии эскизов. Но дел сегодня столько, что лишний раз ворошить прошлое просто некогда.

Мне оказана большая честь быть в числе создателей музейного комплекса монумента Победы в Москве, на Поклонной горе. И эта работа захватила меня целиком.

Встречу с Э. Кеннеди, студентами и преподавателями Брокспортского университета штата Нью-Йорк, где я пробыл около года, я вспоминаю с теплотой. Здесь работу скульптора я совмещал с чтением лекций по живописи и был избран почетным профессором университета.

КОРР. С какой целью вы ездили в США?

ЦЕРЕТЕЛИ. В 1979 г. Советское правительство по случаю Международного года ребенка решило преподнести в дар американскому народу две скульптурные композиции "Счастье всем детям мира" и "Свет и знания миру", которые было поручено изготовить мне.

Многотонные скульптуры пересекли океан и были установлены у здания университета. На открытии монумента выступали многие известные политические, профсоюзные деятели США, художники. Со многими из них у меня установились дружеские отношения. И я знаю, что большинство этих людей искренне сожалеют, что в культурных контактах между СССР и США сейчас далеко не лучшие времена.

КОРР. Вы бывали во многих капиталистических странах. На кого в своем творчестве ориентируются там художники?

ЦЕРЕТЕЛИ. На Западе порой лучшие традиции мирового искусства если не вовсе отвергаются, то искажаются и даже фальсифицируются. Классика преподносится, как правило, в "облегченном" виде, намеренно приспосабливается к примитивным вкусам буржуазной публики, либо, наоборот, объявляется прародительницей усложненных форм модернизма. Но конечно, на Западе есть и подлинно талантливые и прогрессивные художники.

КОРР. Реальный мир для западных художников далеко не прост. Французский искусствовед Жерман Ферж написал как- то, что его соотечественники - живописцы, графики, скульпторы, как начинающие, так и получившие известность во всем мире, - рабы спекулянтов, торговцев картинами, с которыми их связывает кабальный договор. Согласно ему художник не имеет права сам продавать свои произведения. А передавая "своему" торговцу все, что выходит из-под его кисти или резца, он получает 20-30% от вырученных сумм.

ЦЕРЕТЕЛИ. Наряду с финансовыми трудностями многие художники даже с мировыми именами переживают и моральные потрясения. Приведу пример со своим коллегой из Бразилии, почетным членом Академии художеств СССР О. Нимейером. Это великий архитектор. Он, пожалуй, единственный человек на планете, который может сказать, что создал столицу своего государства - город Бразилиа. Город возник на абсолютно пустом месте за четыре года. Создание его рук было прекрасно, и мечта, что это будет город всеобщего равенства, казалась достижимой. Но идея общности бедняков и богатеев оказалась несостоятельной. Бразилиа в настоящее время задыхается от перенаселения. Спроектирована столица была для 500 тыс. жителей, но в настоящее время в ней живет около 2 млн. человек.

А вообще в западных странах над художником осуществляется частная опека меценатов, а организованное обеспечение художников работой не гарантируется.

КОРР. Какими льготами пользуется художник в СССР?

ЦЕРЕТЕЛИ. Главная льгота - возможность заниматься любимым делом, творчеством.

Союз художников помогает арендовать помещения под творческие мастерские. Часть их строится по заказу союза государственными строительными организациями, но их всем желающим не хватает. Поэтому Союз художников договаривается с местными Советами об устройстве мастерских в жилых домах. Арендная плата за пользование мастерской незначительная. Большую часть расходов по их содержанию, а также ремонт оплачивает союз. Кроме того, Союз художников СССР выделяет большие средства на финансирование творческих поездок. Многие художники не раз пересекали экватор, Полярный круг...

Существует и другая возможность организации работы. Художественный фонд построил в живописных местах - в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике, под Москвой, на Украине - дома творчества и отдыха, где мастера изобразительного искусства могут работать один-два месяца в году.

На 423 предприятиях и в организациях фонда трудятся 62 тыс. человек, ежегодно создавая произведения искусства на сумму более 270 млн. рублей. Заказы, выполняемые 'производственными комбинатами, подчас представляют собой крупномасштабные градостроительные работы. Достаточно упомянуть монумент покорителям космоса у ВДНХ в Москве.

Кстати, благодаря Художественному фонду были восстановлены и реорганизованы многие традиционные для нашей культурной практики формы: лотереи и передвижные выставки, передачи произведений в дар музеям, детским учреждениям. Фонд также помогает художникам в реализации их произведении. Для этих целей фонд затрачивал стабильно за последние годы в среднем на одного члена Союза художников более 2 тыс. рублей.

Художественный фонд обеспечивает также выплату пособий по болезни и предоставление пенсии по старости. В ряде случаев художник берет на льготных условиях ссуду, не выплачивая процентов, может взять и безвозмездную ссуду.

Словом, Союз художников и его фонд создают благоприятные условия для работы, помогают мастерам изобразительного искусства в решении сложных проблем, помогают тем, что снимают многие заботы, не относящиеся непосредственно к творчеству. Западные художники этого практически лишены.

Смотрите также: