В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ

   
   

О несостоятельности буржуазных фальсификаций социальной природы стахановского движения

ЭТО произошло в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. Шахтер А. Стаханов выполнил за смену 14 норм. Такой высокой производительности ни в нашей стране, ни вообще в мире еще никто не достигал.

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ

За сравнительно короткое время у донецкого шахтера Стаханова нашлись десятки последователей и в других отраслях промышленности. Самой высокой производительности труда на фрезерных станках добился рабочий Московского станкостроительного завода И. Гудов, а кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгин превзошел лучшие мировые показатели производительности труда на операциях при изготовлении коленчатых валов. Ивановские ткачихи М. и Е. Виноградовы первыми в мире перешли на обслуживание 100 станков. Словом, рекорд Стаханова стал достоянием уже не одного человека, а многих.

Новаторское дерзание, высочайшая производительность труда у советских рабочих появилась не вдруг, не сами собой. Как указывал В. И. Ленин, более совершенная по сравнению с капитализмом организация общественного труда не с неба сваливается и не из добреньких пожеланий рождается; она складывается в ходе исторического развития, вырастает из материальных условий крупного производства.

Буржуазная пропаганда вначале обошла молчанием выдающиеся рекорды советских рабочих. Но правда об этом "огненном порыве массовой энергии", как образно назвал стахановское движение М. Горький, облетела весь мир. Великую силу соревнования с восторгом приветствовали рабочие, прогрессивная общественность капиталистических стран. "Колоссальное пробуждение человеческого сознания в области труда", возможное "только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяином", - так отозвался о рекордах стахановцев Р. Роллан.

Поняв, что умалчивать о продолжении "великого почина" больше нельзя, буржуазная пропаганда принялась порочить достижения стахановцев, саму суть этого движения. Чего только не выдумывали западные миротворцы! Они, например, внушали, что новое движение "навязано" рабочим "сверху"- даже... органами НКВД.

Так, профессор Калифорнийского университета Р. Вессон, например, утверждал, что стахановское движение было "одним из средств давления на рядовых рабочих". Утверждалось, что, "изнурив природу" рабочих, превратив их в "выжатые лимоны", стахановское движение-де быстро заглохнет.

Однако эти вымыслы постоянно опровергались самой жизнью. К концу второй пятилетки, например, только в промышленности 43,8% рабочих являлись стахановцами и ударниками. Причем от рекордов одиночек переходили к коллективным формам новаторства. Росло число стахановских бригад, смен, участков. Это стало возможным лишь при новом, прогрессивном строе, когда отсутствует конкуренция, когда труд стал по-настоящему свободным, творческим.

Если производительность труда в 1935 г. по сравнению с 1934 г. возросла на 13%, то в 1936 г. она уже увеличилась на 21%. Новые формы выработки в промышленности (на 25% выше прежних), несмотря на предсказания западных экономистов, в течение года были полностью освоены.

Вторая пятилетка была выполнена за 4 года 3 месяца.

СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ ЛАД

Традиции стахановцев живы и сегодня в делах передовиков и новаторов производства, смело и настойчиво осваивающих достижения современной науки и техники.

Но буржуазные средства массовой информации, экономисты, "советологи" продолжают перепевать старые песни. Они сводят сущность социалистического соревнования к какому-то психологическому "давлению сверху" на трудящихся.

Западногерманский историк Р. Лоренз, например, пытается доказать, что соревнование "препятствует единению рабочего класса".

Еще на заре стахановского движения А. Бусыгин говорил; "Иностранные капиталистические газеты пишут, будто это нас заставляют так работать, жилы из нас тянут. Вздор это! Сами мы взялись за дело по-новому".

Наверное, каждому человеку свойственно стремление к первенству, и трудовое соперничество не исключение в этом плане. Но у нас есть одно существенное отличие от капитализма, где тоже есть соперничество. Опыт Стаханова и его последователей потому и ценен, что в их энергии заинтересовано общество. Вот что говорит забойщик шахты им. Ф. Дзержинского Н. Холостых, выполнивший за пятилетку 3 пятилетних задания: "Не просто было выйти на такой рубеж. Но не в традициях стахановцев пасовать перед трудностями. Мой почин поддержали несколько тысяч забойщиков Центрального района Донбасса. А я беру новый: к дню открытия XXVII съезда обязуюсь выполнить еще полторы годовых нормы".

ПРОИГРАВШИХ НЕТ

Добровольность участия трудящихся в соревновании подтверждается и таким аргументом: кроме передовиков, лидеров, у нас есть и так называемые середняки, и отстающие. И никто их несильно не заставляет идти на побитие рекордов. Единственно, с чем тут не хотят мириться честные труженики, - это с тем, что не все отстающие являются таковыми в силу своих физических, что ли, возможностей. Виной здесь нередко бывает и неорганизованность трудового процесса, и низкая заинтересованность в конечных результатах, и, наконец, самая элементарная лень.

А как же быть еще с одним тезисом буржуазных идеологов, утверждающих, что соревнование вносит-де раскол в ряды рабочих?

Давайте посмотрим, чувствуют ли себя ущемленными те, кто не вышел победителем соревнования. Конечно, передовики, как правило, зарабатывают больше, но никто никому не мешает стать лидером. Более того, передовики охотно делятся своими секретами, помогают отстающим. У нас нет конкурентов, за спиной наших рабочих не стоит огромная армия безработных. Трудовое соперничество в нашей стране по своей сути бесконфликтно и подкрепляется надежными социальными гарантиями.

"Уважение товарищей, - считает, например, рабочий из Саранска Н. Карпунин, - для нас дороже денег".

Итак, 50 лет отделяют нас от рекорда А. Стаханова. Сегодня, по данным профсоюзов, в социалистическом соревновании участвует 114 млн. человек, охватывая практически все сферы производственной деятельности.

Конечно, не нужно упрощать. Было бы неверным представлять, будто сегодня все работают по-коммунистически. К сожалению, еще немало случаев бесхозяйственности, недобросовестного отношения к делу, нарушений трудовой дисциплины, что, естественно, не может не беспокоить нашу общественность. Об этом советских людей широко информирует пресса. И соревнование еще далеко не везде хорошо организовано. Встречаются случаи формализма, начетничества, обязательства порой принимаются по шаблону. Есть недоработки и в подведении итогов соревнования, поощрении передовиков.

Но тем не менее это не мешает нам со всей ответственностью сделать вывод о том, что мифы буржуазной пропаганды о "неестественности и недолговечности" стахановского движения не имеют под собой никакой почвы.

Звеньевая колхоза "Путь Ленина" Ростовской области, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, член ЦК КПСС Н. Переверзева на вопрос о том, что отличает сегодня лидеров соревнования, ответила коротко: "Неукротимый стахановский дух! Такими воспитала, вырастила их ленинская партия, наш советский образ жизни".

Смотрите также: