Беседа нашего корреспондента Н. Попадьина с дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом СССР, начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Г. Т. БЕРЕГОВЫМ.
КОРР. Георгий Тимофеевич, известно, что современный уровень робототехники и радиоэлектроники позволяет решать сложные задачи в космосе. Скажите, а насколько необходимо присутствие в космосе космонавтов, ведь это связано с определенным риском!
БЕРЕГОВОЙ. Разумеется, новейшая техника - прекрасное подспорье в космических исследованиях. Но как бы ни была она совершенна, в космосе возможны ситуации, разрешить которые под силу только человеку. Какое мужество и мастерство проявили В. Джанибеков и В. Савиных, восстанавливая нормальный режим работы станции "Салют- 7"! Радиосвязь с бортом станции прекратилась из-за неисправностей в одном из блоков радиосистем. Вышла из строя система электропитания и, соответственно, отключились системы жизнеобеспечения, было даже неизвестно, можно ли находиться экипажу на борту, ведь из-за неисправностей мог возникнуть пожар.
Еще пример. При взлете американского корабля "Джемини-6" в 1965 г., когда приборы указывали на неисправность машины, требовалось немедленное катапультирование экипажа. Однако командир корабля У. Ширра, руководствуясь личным опытом, решил продолжать работу и был совершенно прав, так как показания приборов оказались неверными. Если бы У. Ширра включил систему катапультирования, то корабль был бы потерян и его запланированная стыковка с "Джемини-7", который находился в это время на орбите, не состоялась бы.
Как видите, на технику можно полагаться только до определенной степени. В зарубежной научной литературе приводились по этому поводу любопытные цифры. Специалисты подсчитали, что надежность автоматического планетарного полета оценивалась в 22%, с экипажем на борту - в 70%, а если космонавт имеет возможность ремонтировать аппаратуру, то надежность полета повышается до 93%. Можно оспаривать точность этих цифр, но сам факт значительно большей надежности работы станции с человеком на борту не вызывает никакого сомнения. Человек - самое надежное звено в системе "человек-машина". Именно в таком сочетании и идет современное освоение космического пространства.
КОРР. Примеры, которые вы привели, говорят о том, что в профессии космонавта могут возникать самые неожиданные ситуации, сопряженные с опасностью и риском.
БЕРЕГОВОЙ. Совершенно верно. Ведь каждый полет - это новый шаг в освоении космического пространства, новые трудности, новые эксперименты. А чего стоят колоссальные нагрузки на психику! В длительном космическом полете на психофизиологическое состояние космонавта влияют очень многие неблагоприятные факторы; среди них ограниченность пространства внутри корабля, общий дискомфорт от нахождения в скафандре.
Мы еще очень многого не знаем о влиянии космоса на человека. Например, до определенного времени врачи не подозревали, что в состоянии невесомости у человека происходят различные изменения в организме. Так, после 18-дневного полета А. Николаева и В. Севастьянова на "Союзе-9" нагрузка земной гравитации на организм космонавтов оказалась так велика, что первые часы они не могли ни ходить, ни даже стоять без посторонней помощи.
А вот к концу космического полета корабля "Аполлон-7" у американских астронавтов проявился неврастенический синдром: они начали спорить не только между собой, но и с операторами наземных станций управления, все члены экипажа вопреки инструкции сняли с себя датчики для записи физиологических данных и отказались даже обсуждать этот инцидент с руководителем полета.
КОРР. Но в конечном счете трудности оказываются оправданными. Ведь, исследуя космическое пространство, человек больше узнает о своей планете. Даже визуальные наблюдения космонавтов успешно используются во многих отраслях народного хозяйства.
Только со станцией "Салют-6" и "Салют-7" отснято более полумиллиарда квадратных километров земной поверхности. Чтобы выполнить подобную работу с помощью аэрофотосъемки, сотне самолетов пришлось бы трудиться 40 лет. Причем если автоматические камеры снимают, так сказать, все подряд, то у космонавта есть возможность выделить самое важное, самое интересное, самое необходимое.
БЕРЕГОВОЙ. Разумеется, космос нашей стране дает очень внушительную прибыль. Возьмем хотя бы сельское хозяйство. Экономисты подсчитали, что только от использования информации космических снимков эта отрасль получает годовой экономический эффект около 50 млн. рублей. Из космоса отчетливо видны пораженные болезнями или вредителями участки сельскохозяйственных угодий. Космические снимки помогают отличить кочующие пески от песков некочующих, определить степень засоленности почв в разных районах, характер обработки полей и пастбищ.
Большинство сельскохозяйственных угодий нашей страны расположено в зоне рискованного земледелия. Поэтому так важно вовремя знать состояние посевов на больших территориях, чтобы успеть принять меры стимуляции их роста в случае отставания. Но для этого не только нужно следить за всеми полями одновременно, но и оперативно обрабатывать информацию. Сейчас наша страна стоит на пороге создания постоянно действующей службы слежения за состоянием урожая из космоса.
Создается своеобразный электромагнитный толковый словарь для чтения космической информации. Им будут пользоваться тысячи людей и десятки организаций, получая сельскохозяйственные сводки прямо с орбиты, без трудоемких наземных исследований.
Я привел пример использования космической информации только в одной области народного хозяйства, но он характерен для всей нашей экономики.
Больше того, развитие космонавтики, кроме непосредственного вклада в экономику страны (использование спутниковой связи в метеорологии, навигации, геодезии, охране лесных ресурсов), благотворно сказывается на общем прогрессе промышленности. Ведь прогресс промышленности и прогресс космонавтики взаимосвязаны. Насколько ушла вперед наша промышленность, настолько шагнула вперед и космонавтика. И наоборот, чтобы удовлетворить повышенные требования космонавтики в отношении точности, компактности, малого веса, надежности, долгого срока службы различной аппаратуры, наша промышленность интенсивно развивается.
Именно такой косвенный вклад космонавтики во многом определяет уровень развития страны, соответствие выпускаемой продукции мировым стандартам. Иными словами, конечно, важно для ФРГ, Франции, Японии и других стран получить информацию о солнечном ветре или магнитных полях других планет. Но энергичность, с которой эти страны стремятся приобщиться к изучению космоса, объясняется и тем, что работы в этой области служат катализатором для общего подъема промышленности, повышения ее конкурентоспособности.
С этой точки зрения высокий уровень наших космических исследований, их успешное внедрение в земную практику еще раз свидетельствуют о высоком научно-техническом потенциале нашей страны.
КОРР. А используется ли в "земных целях" космическая техника? Разрабатываются ли какие-нибудь приборы на основе новой, космической технологии, освоенной, скажем, на станции "Салют-7" Светланой Савицкой и Владимиром Джанибековым!
БЕРЕГОВОЙ. Космической технологии еще предстоит выработать теоретические принципы, на основе которых можно будет прогнозировать свойства различных материалов в космосе. Однако уже сейчас космическое металло- и материаловедение приносит ощутимую пользу. Еще после полета "Салюта-6" отдельные образцы продукции использовались при изготовлении новых оптических и вычислительных устройств.
А работа космонавтов на борту "Салюта-7" открыла дорогу для возможного вывода вредных технологических и радиоактивных производств за пределы нашей планеты.
Были проведены и другие важные опыты. Например, по заказу Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР экипаж выполнил эксперимент "Тампонаж". Космонавты пытались выяснить, почему в тампонажном растворе, которым заливают зазоры между обсадной трубой скважины и грунтом для герметичности, образуются нежелательные поры, через которые нефть и газ просачиваются наружу.
На технологической установке "Корунд" полупромышленного типа были выращены крупные высококачественные кристаллы.
Большие возможности открыли эксперименты по изготовлению в космосе сверхчистых веществ и новых лекарственных препаратов. Эти исследования велись по просьбе институтов Министерства здравоохранения СССР, Института биоорганической химии имени М. М. Шемякина АН СССР. Космонавты обнаружили, что процесс очистки белка в космосе идет в сотни раз эффективнее, а степень самой очистки в 10 - 15 раз выше, чем в земных условиях. Специалисты считают, что в невесомости можно в пять раз увеличить производительность экспериментов.
Освоение космической технологии только начинается.
Следующим шагом будет, очевидно, создание на орбите мини заводов для производства различных материалов. Много неожиданностей может принести в будущем и опыт работы в условиях вакуума, высоких и низких температур, при ничтожно малом магнитном поле и других необычайных характеристиках открытого космоса.
КОРР. Одна из особенностей космической экспедиции Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова - это большой объем медицинских и биологических исследований, проведенных на борту, ведь Атьков - врач, специалист высокой квалификации. А находят ли достижения космической медицины применение на Земле!
БЕРЕГОВОЙ. Результаты космических медицинских исследований во многом оказались полезными и для практической, земной медицины. Данные, полученные космонавтами, помогли разработать и новые методики лечения гипокинезии у больных, прикованных к постели на долгие месяцы, и принципы дистанционной диагностики, которые легли в основу работы созданной в СССР передвижной автоматизированной лаборатории "Автосан". Многие космические аппараты используются сейчас в земных клиниках. Например, "Оксиметр", прибор для исследования изменения кислородного снабжения тканей, применяется при лечении язвы желудка и ишемической болезни сердца, а также при парадонтозах.
Или, скажем, очень легкий и удобный в работе прибор для ультразвуковой локации сердца и крупных сосудов - эхокардиограф "Аргумент". Он фиксирует данные о состоянии полостей и магистральных сосудов сердца, а также о работе клапанов и сердечной мышцы. Первую эхокардиограмму, кстати, провели в космосе еще в июне 1982 года. В самое ближайшее время планируется оборудовать этими приборами машины "скорой помощи".
Разработанные для медицинского контроля за состоянием здоровья космонавтов методы и аппаратура, позволяющие с помощью телеметрических систем регистрировать и передавать на Землю различные физиологические параметры, могут быть использованы для связи больницы в каком-нибудь отдаленном районе через спутники с ведущими медицинскими центрами страны.
Перспективным направлением считается использование уникальных условий космической среды для получения высокоэффективных медицинских препаратов. Такие эксперименты проводятся.
Как много наших земных дел связано сегодня с космической практикой! Уже сейчас оправдываются прогнозы гениального Циолковского об использовании космических полетов в интересах человечества, о возможности продолжительного существования человека в космосе. Теория и практика, космонавтики развиваются стремительно, но впереди еще много "белых пятен". Их предстоит изучать новым экипажам, потому что без человека - в этом я совершенно уверен - успешное движение вперед в космосе невозможно.
Смотрите также:
- "Спасатель" ждет очередной трагедии? →
- "Колумбии" давно было пора в музей →
- Работа в космосе - польза огромная →