"Радиоголоса" вновь и вновь обращаются к дням, когда в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Естественно, со своих позиций, с учетом "специфики" работы. В частности, вскользь отметив яркость и красочность открытия и закрытия фестиваля на стадионе в Лужниках, они больше рассуждают о том, что это зрелище было в общем-то "ординарное", а к тому же и "заорганизованное". Используется все тот же прием, который условно можно назвать "ложкой дегтя в бочке меда". То есть на событие яркое, неординарное, которое невозможно опорочить по существу, бросают тень в виде подозрений, недомолвок, дутых сенсаций.
Масштабные, неповторимые зрелища, в которые советские мастера вложили выдумку и талант, не померкнут от подобного рода наветов. Сегодня мы предлагаем читателю заглянуть на творческую кухню подготовки праздничной феерии в Лужниках. Рассказывает главный режиссер и автор сценария этих праздников народный артист РСФСР Б. ПЕТРОВ:
- Получив полтора года назад задание "сделать" праздники открытия и закрытия фестиваля, мы понимали, что главным нашим "контролером" будет Московская Олимпиада. Полтора года для организации "с нуля" двух таких масштабных мероприятий - время небольшое. Наша режиссерская группа практически осталась той же, что и на Олимпиаде. Но мы не имели права повториться, понимали, что после "тайн олимпийского бала" на фестивальных праздниках должны быть другие находки, другие секреты.
Многих поразил момент зажжения огня фестиваля, когда факелоносцы, подойдя к трибуне, стали подниматься к чаше, стоя, как на пьедестале. Кстати, это и был пьедестал. В Москве на Олимпиаде факелоносец бежал по щитам, составившим серебристую дорожку. Мы решили "поднять" огонь на фуникулере.
В цирковом выступлении зрителям понравились жирафы, собака-такса гигантских размеров, надувные клоуны.
Кстати, клоуны - это аэростаты, наполненные гелием. В каждом ботинке клоуна находилось по четыре человека, которые крутили мотоциклетные колеса. Жирафы, передвижные цирковые платформы, кареты, самоходные печи - все это полет фантазии художников, постановщиков.
До 20 тысяч человек выходили на поле стадиона одновременно. По 3 тысячи танцоров принимали участие в сюитах, хороводах, 1600 балерин танцевали фрагменты из балета "Лебединое озеро". Высокое мастерство продемонстрировали воздушные гимнасты Пирадзе, показавшие трюки, которые до них в мире никто не выполнял. А спортивная часть? Вместе с молодыми мастерами спорта, разрядниками в выступлениях принимали участие совсем юные - от 9 до 12 лет.
Секретов было много до бесконечности. По-своему их "разгадывали" "радиоголоса", высказав, например, "просвещенное мнение", что, дескать, 200 картин художественного "фона", которые были показаны гостям Лужников и многочисленным телезрителям, были исполнены в приказном порядке... воинами Советской Армии. Других желающих якобы не нашлось.
Что тут ответить? Красочные картины "рисовали" в основном студенты. Но были и воины, школьники, всего 9 тысяч человек.
Без вдохновения невозможно создать ту красоту, тот эмоциональный настрой, который видят и чувствуют зрители, - подчеркнул Б. Петров. - Юноши и девушки, приехавшие в Москву из десятков городов, из всех союзных республик, поработали на славу.