"ПОБЕДИТЕЛЕЙ олимпиад в Древней Греции называли олимпиониками и увенчивали лавровыми венками", - вкрадчиво вещал экскурсовод, проводя небольшую группу детей по выставке "Рождение Олимпийских игр", что в Историческом музее. Дети слушали не очень внимательно, предпочитая, кто втихомолку, а кто почти что вслух, угорать над обнаженными "срамными местами" древнегреческих атлетов. Экскурсовод в который раз призвал к тишине и продолжил: "А тех, кто проигрывал в состязаниях, осмеивали, и им приходилось добираться до родного города тайно, чтобы хоть как-то скрыть свой позор..."
ДА-А, дела... Если верить экскурсоводу, древние эллины про святой олимпийский принцип "Главное - не победа, а участие" слышали вряд ли. Впрочем, это им, судя по всему, не мешало на своих олимпиадах веселиться и оттягиваться по полной. Во всяком случае, именно такое впечатление создается, стоит погулять по выставке и внимательно рассмотреть все экспонаты. Вот, к примеру, известно, что для победителей традиционно устраивалось пиршество с более чем обильными возлияниями и подблюдными песнями. И при взгляде на фигурки музыкантов понимаешь, что экскурсовод недаром обходит их стороной, а ревнители древнего благочестия зря говорят о золотом веке высокой духовности. Дело в том, что все музыканты мужеского пола и их достоинства настолько очевидны и велики по размерам, что возводить нашу культуру к греческой даже неприлично.
Выставка производит впечатление. Экспозиция построена грамотно, пол расчерчен в виде стадиона, голографические задники создают иллюзию пространства. Все настраивает на торжественный лад и несколько скрадывает относительную бедность экспонатов как таковых. Это ведь британским археологам в свое время повезло - прямой доступ в античные метрополии и открытый грабеж. А у наших - греческие колонии и научные раскопки. Вот и результат. Впрочем, кое-какие любопытные нюансы очень даже могут порадовать. Так, известно, что участвовать в Играх и, соответственно, побеждать могли исключительно этнические эллины. Победителям преподносили амфору с оливковым маслом, которую они обязаны были хранить и передавать по наследству как символ чести рода. И вдруг, откуда ни возьмись, точно такая же амфора всплывает на раскопках захоронения племенного вождя в нынешнем Краснодарском крае. Судя по всему, некий олимпионик, победитель в кулачном бою, о чем свидетельствует рисунок на амфоре, загнал варварскому вождю свой приз, а тот и рад был хвастаться. Это, конечно, не "Челси" купить, но по тем временам очень даже производит впечатление. А по нынешним подтверждает старые добрые традиции коррупции в спорте.
Конечно же, судя по росписям на сосудах, трудно судить о поведении эллинских спортсменов. Возможно, они, осерчав, бросали в судью песком, а при проигрыше матерились. Сейчас же создается впечатление сплошного мира и любви: на той самой проданной амфоре и победитель и побежденный, неслабо получивший в торец и валяющийся в нокауте, улыбаются одинаково благостно. Что поделать - стиль у эллинов был такой. Они даже в дугу пьяного спортсмена, пляшущего с мехом вина, умудрились изобразить изящно. Словом, побродив по выставке, я понял, что в Элладе Олимпийские игры в целом проходили гораздо веселее, чем сейчас. Взять хотя бы названия видов спорта - лампадедромия (бег с факелом), гоплитодром (бег тяжеловооруженных воинов - гоплитов), напоминающий нечто из жизни гопников. Ну а слово "педотриб", то есть тренер, вообще вне конкуренции. Единственной занозой стало изображение этого самого педотриба с чем-то похожим на удочку и комментарием: "Кнут с раздвоенным концом - характерный признак тренера". Впрочем, иным спортсменам иногда кнут с раздвоенным концом может быть весьма и весьма полезен...
Смотрите также: