Интерес к Олимпиаде в Австралии не угас даже после окончания Игр. Народ полон энтузиазма, за бутылкой пива смакуются моменты отгремевших поединков, девушки на автобусных остановках по-прежнему ахают, узнав, что вы из России. В моде исключительно зеленый цвет и звездные полотенца (цвет австралийского флага). За две недели пребывания ни одного мордобоя или мало-мальского скандала. Ощущение причастности к празднику не покидает вас даже в туалете, где все галантны, как австралийские пингвины. Прибавьте сюда необычную природу и нежный климат, и вы получите портрет идеальной Олимпиады.
Аборигены носили спортсменов на руках
ПОСЛЕ того как огонь Игр зажгла аборигенка Катя Фримен, примолкли даже наиболее воинственные представители коренного населения. А ее победа в беге на 400 метров была расценена как национальный триумф: тут же выпустили марку, а каждый журналист получил по аборигенской сумочке.
Теперь о том, что собою представляют австралийцы как болельщики. Итальянские "тиффози" или бразильская "торсида" им в подметки не годятся. До сих пор не могу понять, как они узнавали порядок выхода соотечественников на арену, не имея протоколов соревнований? Дальше начиналось невообразимое. Они готовы были на собственных руках водрузить спортсмена на рекордную высоту. Не всем это нравилось.
На моих глазах одна американская журналистка в сердцах бросила блокнот с ручкой и выбежала вон из пресс-ложи, не выдержав адского шума и прихлопываний местной публики.
Или такая сценка: крохотная девчушка в автобусе, с нарисованными австралийскими флажками на щечках, водит линейкой по таблице завоеванных командами медалей и загибает пальчики. Как мне удалось выяснить, девочка обожает художественную гимнастику, и мамочка вынуждена везти ее на соревнования, хотя сама предпочитает баскетбол. Желание ребенка в Австралии - почти закон. И отпрыск, достигнув 9-летнего возраста, уже может подать на родителей в суд, если чувствует, что ущемляют его права.
Секрет успеха
Что касается наиболее популярных видов спорта в Австралии, то определить их - дело безнадежное и где-то парадоксальное. Я как-то поинтересовался в кассе о наличии билетов на день соревнований. Все было продано на гандбол, хотя австралийцы считают его агрессивным видом спорта, хоккей на траве и бадминтон (!).
Но сказать, что австралийцев не интересует ничего, кроме спорта, все-таки нельзя (хотя утром вы обязательно встретите бегущего человека даже в таком избалованном роскошью районе, как Хантерс Хилл, где воздух напоен запахами эвкалипта и левкоя, а виллы стоят под миллион баксов). Скорее, австралийцы - страстные игроки, которые любят удачу и умеют ценить победителей.
Это, кстати, и влечет на Зеленый континент рабочую силу и талантливых людей со всего мира, в том числе и спортсменов, которым здесь создают просто сказочные условия для тренировок.
Успехи австралийской сборной на Олимпиаде во многом связаны именно с такими "пришельцами". Плюс известные на весь мир тренеры (например, Турецкий), которые с удовольствием работают в Австралии по контракту. А учитывая, что здесь много выходцев из Китая, Индонезии и других стран Юго-Восточной Азии, можно в будущем ожидать "прорыва" в таких видах спорта, как настольный теннис, бадминтон, прыжки в воду, стрельба, тяжелая атлетика и др. Я не удивлюсь, если скоро на Олимпиадах Австралия будет претендовать на самые высокие места.
Нам приходилось "идти с вилами на танки"
Выступление нашей сборной на Олимпиаде оставило противоречивое впечатление. Ее трясло, как в лихорадке, яркие победы сменялись необъяснимыми поражениями, а порой и провалами. В тяжелой атлетике, плавании, конном спорте, академической гребле, парусе, дзюдо и ряде других мы не завоевали ни одной золотой медали. А американцы, например, только в плавании заработали их аж 14 штук, а в легкой атлетике 10 (мы - 3).
Самое обидное, что мы уступили там, где раньше не знали равных, - в супертяжелых весах в тяжелой атлетике и в греко-римской борьбе. И если поражение Карелина покрыто некоторым туманом (говорят, что Александр в присутствии избранной публики из России хотел победить красиво, но не рассчитал сил), то четвертое место Чемеркина требует некоторых разъяснений.
Вашему корреспонденту повезло, он был практически единственным, кому удалось побеседовать с Андреем после его поражения, хотя меня предупреждали: близко не подходите - опасно для жизни!
- Андрей, все, что произошло, это случайность или закономерность?
- Я не знаю, как это назвать, но за два года такие результаты, которые показал иранец, в нашем спорте не делаются. Тем более в мусульманской стране без традиций в тяжелой атлетике.
- Значит, вы сомневаетесь.
- А тут все сомневаются. Может, завтра с иранца медаль снимут и я попаду в призеры. А может, сразу у всех троих. В маленьких весах это уже было. По-моему, мы катимся к такому тупику... Дошло до того, что я за два месяца до Олимпиады обратился лично к Путину, чтобы мне выдали восстановители, какие-то рибоксины! Я, конечно, и сам бы мог их купить, но ведь на это государство деньги выделило. Кто-то подсчитал, что если их разделить на всех спортсменов, каждый бы получил по 47 тысяч долларов... А теперь, я думаю, иранская нефть танкерами в Австралию пойдет. Сто процентов!
- Желания есть какие-нибудь?
- Домой поскорее добраться. По детям соскучился. У меня ведь их трое. Ваньке скоро шесть будет, Игнату - четыре с половиной, Стеньке - полтора годика. Заждались папку...
А мне стало грустно. Мы не можем защитить права своих спортсменов на победу. Нас так запугали новейшей австралийской лабораторией по определению запрещенных препаратов, что приходилось, как выразился один наш тренер, "идти с вилами на танки". Наши же соперники оказались не только хитрее, но и просвещеннее на сей счет. "Работали" тонко по всем направлениям, в том числе и с судьями. Мы же пытались играть честно и чисто. И терпели обидные, немотивированные поражения.
Мы не заслужили "золото"?
А ТЕПЕРЬ выскажу крамольную мысль: на мой взгляд, место, которое мы заняли в международной табели о рангах (второе после США), мы еще не заслужили. Не по мастерству (были бы психологически поустойчивее, заработали бы "золота" и побольше), а по месту спорта в жизни страны. Только здесь, увидев фешенебельные спортзалы, напичканные электроникой, понимаешь, как мы отстали. Например, "Супер Доум", где соревновались гимнасты и баскетболисты, -это уже и не спортзал в привычном смысле, а спортивный театр с ярусами, где все сделано с поистине царским блеском. Рядом с таким зданием не поставишь рынок. Да это здесь и в голову никому не придет. Вот такими, а может, и круче, будут спортсооружения в XXI веке. Сможем ли мы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет нам время? Это вопрос и к руководству России, и к каждому из нас. Ведь спорт является забавой только до поднятия флага, дальше - престиж страны.