Примерное время чтения: 5 минут
364

Феномен Попова

НА ЗАВЕРШИВШЕМСЯ недавно в Германии чемпионате Европы четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов установил рекорд, который, скорее всего, не будет побит никогда. Золотая медаль, завоеванная пловцом в составе российской комбинированной эстафеты, стала его 20-й европейской наградой высшей пробы.

Шутки в сторону

НА ГЛАЗАХ пяти тысяч болельщиков в бассейне и нескольких миллионов телезрителей Попов сотворил, казалось, невозможное. Отыграв на своем 100-метровом отрезке отставание в полтора корпуса, именно он вырвал победу для нашей эстафетной сборной. Для этого Александру понадобилось показать феноменальный результат - 47,85, который лишь на сотую долю секунды уступил мировому рекорду голландца Питера ван ден Хугенбанда...

После того, как на Олимпиаде в Сиднее Попов проиграл Хугенбанду на своей коронной стометровке, в плавательных кругах весьма скептически восприняли желание Саши остаться в большом спорте еще на четыре года - до Игр в Афинах. Во-первых, тогда Попову будет почти 34 года - возраст для пловца, по общепринятым меркам, запредельный. Во-вторых, его карьера и так по всем понятиям чересчур длительна: за плечами уже три Олимпиады. В-третьих, мировой рекорд Хугенбанда - 47,84, установленный в олимпийском Сиднее, - как бы символизировал совершенно иной уровень результатов в нынешнем плавании. Доступный для голландца, но делающий для всех остальных соперничество с новой молодой звездой абсолютно бессмысленным. В том числе и для Попова.

Примерно так думали многие, но отнюдь не все. Напомню высказывание по этому поводу Сашиного наставника Геннадия Турецкого: "Если Попов следующие четыре года собирается просто плавать, мне, как тренеру, это неинтересно. А вот установить новую планку достижений - дело другое". Получается, главная цель уже определена. Умение Турецкого добиваться задуманного общеизвестно. Ну а сколь высокой окажется планка, установленная для себя Поповым, как раз и приоткрыл эстафетный заплыв, венчавший недавний чемпионат Европы...

Одиночное плавание

- ТЕМ не менее, Саша, и сейчас, в Германии, ты уступил первенство на индивидуальной стометровке, а на "полтиннике" и вовсе не попал в призеры. Кажется, ты стал проще относиться к поражениям. Не так болезненно, как поначалу?

- Главное - приучил народ к тому, что перестал выигрывать. Конечно, хотелось бы лучше выступить на этом чемпионате, но, с другой стороны, меня устраивает нынешняя ситуация. Я только начинаю целенаправленную подготовку к Олимпиаде в Афинах. И основное психологическое давление сейчас не на мне, а на лидере - рекордсмене мира Хугенбанде.

- Кто-то из великих признавался: самой страшной для него после поражения была мысль, что через несколько минут придется объяснять неудачу журналистам...

- А не надо объяснять. Растолковывать это тем, кого волнует лишь одно - первый я или не первый, не имеет смысла. Проиграл - и все. Вот на том же "полтиннике" мы с Хугенбандом были настолько поглощены друг другом, что забыли про остальных. И оба за это поплатились. Точно так же стараюсь не рассказывать, беспокоят ли меня травмы. Это что, повлияет на соперников? Так зачем объяснять все как есть?

- А беспокоят?

- Правое колено то и дело припухает, хрустеть начало. Пока, слава богу, не очень болит, но хруст чудовищный. Старею...

- Кстати, сколько часов в день ты сейчас тренируешься?

- Меньше, чем раньше, - четыре, теперь за меня работает опыт. Проплываю в среднем километров двенадцать - четырнадцать.

Необычный мазохизм

- С 93-го года ты постоянно живешь и тренируешься в Австралии. Объясни нашим читателям, почему именно там?

- Мой тренер Геннадий Турецкий подписал контракт с австралийской командой пловцов, поэтому и я вынужден был уехать с ним. Честно говоря, мне было все равно, где тренироваться, лишь бы под началом Турецкого. Он настоящий профессионал. И с годами мы стали все лучше понимать друг друга. Турецкий часто повторяет фразу: "Единственное, чего я не могу сделать, - так это вложить свои мозги в голову спортсмена в тот момент, когда он уже стоит на тумбочке". Ну а я убедился на собственной шкуре: Олимпийские игры выигрывают прежде всего головой...

- Расскажи, как ты устроился в Австралии? Где живешь?

- В Канберре. Пришлось купить собственный дом, чтобы не выбрасывать деньги на ветер. Жена, двое сыновей: старшему, Вовке, в октябре исполнится четыре года, младшему, Антону, - год. (Попов женился в Австралии, увез туда Дашу Шмелеву - она была сильнейшей в России в комплексном плавании, выступала на Олимпиадах в Барселоне и Атланте - в 96-м, сразу после нелепого и страшного ножевого ранения на ночной московской улице.)

- Чем занимается Дарья? Как вы вообще свободное время проводите?

- Жена пока не работает - Антон еще слишком маленький. Но старается активно помогать мне: сидит за компьютером (она еще до рождения второго сына закончила специальные курсы), ведет переписку.

Когда выдается свободное время, стараюсь отправиться с семьей на океан. После того случая в 96-м плавание в какой-то степени перестало быть для меня приоритетом в жизни. И когда это осознал, то в психологическом плане стал другим, раскрепостился. Теперь рассматриваю тренировки не как тяжелую, изнурительную работу, а как занятие, от которого получаешь удовольствие.

- Как я понял, ты не собираешься лишать себя этого удовольствия в течение ближайшей пары лет - до следующей Олимпиады? Завидно...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно