[Есть ответы] Ваши вопросы от 07.10.1985

   
   

Почему существуют поясные цены, хотя заработная плата, например, в Казахской ССР, Украинской ССР и РСФСР одинаковая?

М. Гринберг, Московская область

ПРЕЖДЕ ВСЕГО надо заметить, что Вы ошибаетесь, утверждая, что заработная плата везде одинакова.

Обратимся к статистическим данным:

Средняя заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве РСФСР, Украинской ССР и Казахской ССР (руб.)

Как видите, средняя заработная плата в выделенных республиках дифференцирована.

А теперь разберемся, почему существуют поясные цены.

На подавляющее большинство непродовольственных товаров (за исключением мебели, хозяйственной посуды, стекла и некоторых других) на всей территории страны установлены единые государственные цены. Что же касается основных продовольственных товаров, цены на которые утверждаются централизованно, то для них существуют пояса розничных цен. Это связано с особенностями размещения в стране производительных сил, условиями производства товаров, их транспортировкой, развитием торговой сети.

Поясная дифференциация государственных розничных цен была введена еще в 1935 г. Цены на хлеб, муку, крупы различались по восьми поясам, а на сахар, кондитерские изделия, мясо, масло - по четырем-пяти поясам. По мере развития нашей экономики, естественно, происходили изменения в размещении производительных сил в стране, облегчалась транспортировка товаров, развивалась торговая сеть. В связи с этим появилась необходимость пересмотреть существовавшую дифференциацию поясных цен. С 1947 г. вся территория страны была поделена на три пояса в соответствии с государственными розничными ценами на большинство товаров.

Более низкие цены на хлеб, мясо, сахар и ряд других продуктов установлены в южных и западных районах европейской части Союза, на юге Западной Сибири. В этих районах страны производятся указанные продукты и поэтому затраты на транспортировку минимальны. Что же касается северных районов, в которые большинство продуктов ввозится, то здесь действуют более высокие цены.

Разница в ценах между вторым и первым поясом составляет в среднем 8 - 9%, а между третьим и первым - 16 - 18%. Она обусловлена главным образом различиями в торгово- транспортных издержках по доставке товаров потребителям. Разница в розничных ценах компенсируется через так называемые районные коэффициенты к заработной плате. При этом важно отметить, что они не только возмещают населению различия в розничных ценах, но и учитывают другие особенности, связанные, в частности, с уровнем хозяйственного освоения той или иной местности, природно-климатическими условиями. Понятно, что населению восточных и особенно северных районов страны требуются дополнительные расходы на питание, одежду, отопление и т. д.

Именно поэтому, например, работники строительства и промышленности на Урале получают надбавку к основной зарплате в размере 15%, а рабочие и служащие Чукотки - в размере 100%.

В настоящее время районные коэффициенты колеблются от 1,15 - 1,3 на европейском Севере (кроме районов Крайнего Севера), в южных районах Западной Сибири, Урала и Казахстана до 1,4 - 2 в районах Крайнего Севера.

Районное регулирование заработной платы постоянно совершенствуется. Устанавливаются районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не были ранее установлены, например на Урале, в некоторых районах Казахстана, в северных районах Вологодской и Кировской областей. Вводятся надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы в южных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири.

***

Читал, что в нынешнем году выборы в Венгрии прошли на основе нового закона. В чем его суть и каковы итоги выборов?

А. Оганезов, Евпатория

ВЫБОРЫ в Государственное собрание ВНР и местные советы, состоявшиеся 8 июня этого года, стали важным событием в политической жизни страны.

Давая оценку выборам в Государственное собрание и местные советы, пленум ЦК ВСРП отметил, что своим активным участием в выборах венгерский народ продемонстрировал полную поддержку политики ВСРП, направленной на построение развитого социалистического общества и защиту мира.

В ходе выборов, указал Генеральный секретарь Всевенгерского совета Отечественного народного фронта (ОНФ)* Имре Пожгаи на встрече с венгерскими и иностранными журналистами, избиратели подтвердили свое желание активно участвовать в осуществлении политического курса ВСРП. Это - надежная и стабильная основа для дальнейшего развития социалистической демократии.

В нынешнем году выборы проходили на основе принятого в декабре 1983 г. нового Закона об избирательном праве, целью которого, как отмечает венгерская печать, является дальнейшая демократизация избирательной системы, а также повышение ответственности депутатов перед своими избирателями, активизация их участия в работе выборных органов. Этот закон предусматривает выдвижение в каждом избирательном округе не менее двух кандидатов в депутаты как Государственного собрания, так и местных советов.

Как подчеркивают венгерские газеты, практика выдвижения двух или нескольких кандидатов существовала и ранее. Так, еще в 1971 г. на выборах депутатов в Госсобрание по две и более кандидатур было выдвинуто в 49 избирательных округах. Новый закон расширяет сферу применения этой практики.

По новому закону кандидатом может быть выдвинут любой венгерский гражданин, имеющий право голоса и поддерживающий программу Отечественного народного фронта, который, как известно, ставит своей целью строительство в Венгрии развитого социалистического общества.

Кандидатов в депутаты могут выдвигать органы ОНФ, политические, общественные организации, представители трудовых коллективов. Наряду с этим кандидатуры могут быть предложены избирателями, принимающими участие в предвыборном собрании.

Новой чертой закона о выборах является также учреждение так называемого всевенгерского избирательного списка, по которому были выдвинуты и избраны около 10% депутатов Госсобрания - 35 человек. В него были включены видные государственные, партийные и общественные деятели страны. Среди них - Генеральный секретарь ВСРП Янош Кадар, Председатель Президиума ВНР Пал Лошонци, Председатель Совета Министров ВНР Дьёрдь Лазар.

В собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты приняли участие около 1,5 млн. человек.

Собрания одобрили подавляющее число кандидатур, предложенных Отечественным народным фронтом. Кандидаты в депутаты выдвигались и непосредственно на собраниях. Так, непосредственно на собраниях было выдвинуто 70 кандидатов в депутаты Госсобрания и 3,5 тыс. кандидатов в местные советы. Около трети этих кандидатов стали депутатами высшего органа государственной власти. Вместе с тем 3% кандидатур в Государственное собрание и 1,5% в местные советы не получили необходимого минимума голосов участников собраний.

Западная пропаганда возлагала большие надежды на то, что предвыборной кампанией постараются воспользоваться в своих целях антисоциалистические элементы. Но этого не произошло. Как указывал секретарь Всевенгерского совета ОНФ Бела Мольнар в газете "Непсабадшаг" 16 мая с. г., лишь на нескольких собраниях были случаи, когда небольшие группы предлагали кандидатами таких лиц, которые отрицали социалистические цели. Собрания продемонстрировали, что эти лица и группы не имеют корней в социалистическом обществе. Ни одна из таких кандидатур и близко не достигла необходимой для выдвижения трети голосов присутствовавших на собраниях граждан.

В целом в выборах приняли участие 94% венгерских граждан, обладающих правом голоса. Они избрали 307 депутатов и 285 резервных депутатов Госсобрания ВНР. (Депутатами Государственного собрания или местных советов стали те кандидаты, за которых было отдано более половины признанных действительными бюллетеней. Кандидат, получивший в данном избирательном округе более четверти голосов, считался резервным депутатом Госсобрания или местного совета. Резервные депутаты автоматически становятся депутатами в случае освобождения депутатского места в своем избирательном округе.)

В местные советы избраны почти 42 тыс. депутатов.

* Отечественный народный фронт - массовая общественно-политическая организация; объединяет под руководством ВСРП профсоюзы, молодежную, женские и другие организации.

***

Слышал, что реакционные историки и государственные деятели Японии в своих трудах и заявлениях проводят мысль, что Советский Союз якобы нарушил пакт о нейтралитете и напал в 1945 г. на "беззащитную" Японию. Расскажите, пожалуйста, о советско-японских отношениях в период второй мировой войны.

Ю. Гусев, Москва

   
   

На вопрос отвечает доктор исторических наук полковник А. САВИН.

ДА, ТАКИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ имеют место. Но факты начисто их опровергают. Вот лишь некоторые из них.

* Министр иностранных дел Японии Мацуока 26 марта 1941 г., еще до подписания пакта о нейтралитете с СССР, в беседе с министром иностранных дел Германии Риббентропом и послом Германии в Советском Союзе Шуленбургом заявил, что, если между Германией и Советским Союзом возникнет конфликт, Япония начнет войну против России.

* 13 апреля 1941 г. Мацуока по поручению японского правительства подписал пакт о нейтралитете между Японией и СССР. А уже 26 апреля начальник штаба Квантунской армии на совещании командиров соединений заявил: "...для того чтобы получить практический результат от пакта о нейтралитете в будущем... необходимо проводить подготовку к нападению совершенно секретно и принимать особые меры предосторожности".

* После нападения Германии на Советский Союз японские милитаристы усилили подготовку к войне против СССР. В принятой на императорской конференции 2 июля 1941 г. программе национальной политики империи говорилось: "Если германо-советская война будет развиваться в направлении, благоприятном для империи, она, прибегнув к вооруженной силе, разрешит северную проблему". После этой конференции, 5 июля 1941 г., военный министр генерал Тодзио утвердил план войны против СССР под кодовым названием "Кантокуэн".

Как свидетельствуют многие документы, в первые недели агрессии Германии против СССР, когда наступление немецко-фашистских войск развивалось успешно, японское правительство и императорская ставка активно готовились к нападению на Советский Союз. В соответствии с планом "Кантокуэн" были проведены секретная мобилизация, переброска войск, оружия и боевой техники в Маньчжурию. Генеральный штаб японской армии планировал начать военные действия против Советского Союза 29 августа 1941 г. Однако к концу июля 1941 г. уверенность японского командования в быстрой победе Германии над СССР поколебалась, и 9 августа императорская ставка сочла благоразумным "на период 1941 г. отказаться от планов решения северной проблемы".

* После нападения Японии на США и Великобританию, 11 декабря 1941 г., в Берлине был подписан пакт трех держав, в соответствии с которым правительства Японии, Германии и Италии обязались "совместно вести войну против США и Англии до полной победы всеми имеющимися средствами".

В дополнение к этому 18 января 1942 г. Япония, Германия и Италия подписали секретное военное соглашение, предусматривавшее разграничение зон военных действий для каждого из его участников. Действия японских войск должны были охватить советскую территорию, включающую Сибирь и советский Дальний Восток. Подписав соглашение, по которому восточная часть СССР включалась в зону военных действий японских вооруженных сил, правительство Японии фактически разорвало пакт о нейтралитете с Советским Союзом.

* В начале июля 1942 г. генеральный штаб японской армии подготовил план под кодовым названием "Операция N 51", предусматривавший сосредоточение войск и проведение наступления против советской дальневосточной армии.

Планы агрессии Японии против СССР на 1943 г. предусматривали внезапный удар японской авиацией по советским аэродромам на Дальнем Востоке и наступление 24 - 25 пехотных дивизий в восточном и северном направлениях.

В нарушение статьи 2 пакта о нейтралитете Япония оказывала многостороннюю помощь Германии, ведущей агрессивную войну против Советского Союза, и, таким образом, была соучастницей агрессии. Совершив нападение на США и Великобританию, Япония отвлекла значительную часть вооруженных сил этих стран с Запада в бассейн Тихого океана. Это дало возможность руководству вермахта перебрасывать из Западной Европы на советско- германский фронт все новые и новые контингенты войск.

Другой формой военно-стратегической помощи фашистской Германии со стороны Японии являлось постоянное содержание у границ СССР Квантунской армии. Это вынудило советское командование держать на границе до 40 своих дивизий, крупные силы авиации и военно-морского флота, так необходимых для отражения фашистской агрессии на западе.

* В нарушение пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. и Портсмутского договора (1905 г.) силы японского флота закрыли для советских судов все проливы, оставив один пролив Лаперуза, самый неудобный и опасный. Они задерживали и осматривали советские суда, нападали на них и топили. Всего с 1 декабря 1941 г. по 10 апреля 1945 г. было захвачено и потоплено 18 советских судов и ряд судов серьезно поврежден.

Таковы исторические факты. Учитывая их, Международный военный трибунал для Дальнего Востока, представлявший 11 государств, указал в приговоре: "...несмотря на пакт о нейтралитете с СССР, Япония считала себя связанной с Германией как участник заговора против СССР, и выжидала благоприятного момента для того, чтобы воспользоваться им... Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией... что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке". Вероломное нападение Японии на США и Великобританию 7 декабря 1941 г. также освобождало СССР, согласно статье 2 пакта о нейтралитете, от всех обязательств по данному пакту.

Таким образом, вопреки клеветническим утверждениям реакционных историографов, вступление Советского Союза в войну против Японии в августе 1945 г. являлось правомерным актом.

Ответы подготовили: А. ЯКОВЛЕВ, В. МИХАЙЛОВ.

Смотрите также: