"ГОЛОС АМЕРИКИ" недавно "обнаружил" общность Великого Октября и Афганской революции в том, что в обеих странах интеллигенция, дескать, стал! невинной жертвой революции. Тем самым буржуазная пропаганда подтвердила, что ее стратегическая цель остается прежней: попытаться отколоть интеллигенцию от народа и участия в прогрессивных преобразованиях, отпугнуть западную интеллигенцию от притягательных идей коммунизма.
Как же на самом деле складывались отношения революционного народа, партии и интеллигенции после победы Великого Октября?
Прежде всего надо отметить, что целый ряд выдающихся деятелей науки и техники, крупных инженеров, таких, как И. П. Павлов, Н. Е. Жуковский, А. П. Карпинский, Д. Н. Прянишников, Н. Ф. Гамалея, М. К. Курако, М. М. Протодьяконов, А. Н. Крылов и др., которые глубоко осознали значение революции, не прерывали своей работы. Позицию передовой интеллигенции хорошо выразил К. А. Тимирязев, писавший Ленину: "Большевики, проводящие ленинизм, я верю и убежден, работают для счастья народа и приведут его к счастью".
В начале 1923 г. А. В. Луначарский писал: "Мы с благодарностью можем назвать десятки больших имен и указать на сотни, может быть, тысячи скромных тружеников, которые сразу, или более или менее скоро, но совершенно искренне пошли на работу обороны и созидания нового социалистического отечества". Многие инженеры из патриотических побуждений уже в декабре 1917 г. включились в работу по восстановлению народного хозяйства. Такой, например, была позиция Петроградского отделения Всероссийского союза инженеров.
Выжидательная позиция
Конечно, становление принципиально нового социального слоя - советской интеллигенции - проходило не гладко. На этих временных трудностях и пытаются сыграть сегодня буржуазные авторы, уверяя своих читателей и слушателей, что гражданская война между интеллигенцией и революционным правительством неизбежна. В книге "Техническая интеллигенция и Советское государство" английский "советолог" Н. Лэмперт пишет: "Первые месяцы после Октября служили доказательством того, что Ленин описывал как гражданскую войну между Советским правительством с одной стороны и представителями капитала и отрядов интеллигенции с другой".
О какой же "гражданской войне" идет речь? Что послужило поводом для такого вывода? Оказывается, тот факт, что большинство инженеров стояло тогда на выжидательных позициях, стремясь не вмешиваться в политическую жизнь. Но ведь эту позицию никак нельзя приравнивать к "гражданской войне с Советской властью", то есть к открытому вооруженному противоборству классов.
Важно понять, почему значительная часть интеллигенции не сразу поняла историческое значение революции, заняла выжидательную позицию. Во-первых, многие состояли в рядах буржуазных и мелкобуржуазных партий или сочувствовали им, а эти партии пролетарскую революцию не приняли. Во- вторых, некоторые организации типа Всероссийского союза инженеров пронизывал дух корпоративности. Это приводило к тому, что рядовые инженеры дисциплинированно подчинялись мнению "сверху", хотя и не разделяли его. И в-третьих, отрицательное воздействие оказывали и полуанархистские, левацкие взгляды некоторых руководителей на местах, с которыми партия вела последовательную борьбу.
Еще раз о "красном терроре"
Вопрос об отношении интеллигенции к революции и социализму принципиальный. Вот почему с такой настойчивостью "радиоголосами" приводится тезис о "красном терроре", который якобы был направлен против интеллигенции. И здесь "советологи" пытаются даже сослаться на В. И. Ленина. Тот же Н. Лэмперт, например, указывает на требование В. И. Ленина принять военные меры против капиталистов и их "лакеев, господ буржуазных интеллигентов".
Не жалеет красок для описания "кризиса", охватившего инженерно-техническую интеллигенцию в России, ее несовместимости с революцией и известный буржуазный идеолог К. Бейлс, автор книги "Технология и общество". При этом в один ряд он ставит такие явления, как возникновение рабочего контроля и приостановка занятий в технических вузах, преследования отдельных инженеров и революционные митинги масс.
К. Бейлс всячески обыгрывает второстепенные, малозначащие с исторической точки зрения факты, например личную дружбу некоторых видных инженеров и специалистов с большевиками, разглагольствует об "особой психологии" военных инженеров, привыкших подчиняться, и т. д. И в то же время почти ничего не говорит о существе политики партии, ее борьбе за привлечение интеллигенции на свою сторону.
Позиция В. И. Ленина по этому вопросу хорошо известна. Еще в 1919 г. в "Ответе на открытое письмо специалиста" он писал: "Саботаж был начат интеллигенцией и чиновничеством, которые в массе буржуазны и мелкобуржуазны. Озлобление рабочих и крестьян за саботаж интеллигенции неизбежно... Если бы мы "натравливали" на "интеллигенцию", нас следовало бы за это повесить". В статье "Очередные задачи Советской власти" В. И. Ленин указывает на то, что "...задача Советской власти... передвигается теперь из области прямой борьбы против саботажа в область организованной постановки дела в новых условиях...".
А в широкоизвестной работе "Как организовать соревнование?" говорится о сплетении организационной задачи с задачей военного подавления эксплуататоров и о творческих способностях масс, об объективных условиях союза рабочего класса с трудящейся интеллигенцией, о постепенном ее переходе на сторону народа.
Проводя эту политику, Советская власть не торопилась с мерами подавления. К саботажникам, например, применялись лишение продовольственного пайка, жалованья, кратковременный арест руководителей саботажа. Кстати, первый смертный приговор по политическому вопросу был вынесен лишь в июле 1918 г., причем применительно к левоэсеровским террористам.
"Красный террор" был ответом народных масс на террор контрреволюции. И хотя в то время были допущены ошибки, например необоснованные аресты профессоров В. И. Вернадского, И. А. Каблукова, М. М. Новикова, - это были единичные факты. Руководители Коммунистической партии и Советского правительства требовали особого внимания к судьбе инженеров, профессуры, лично контролировали проверку жалоб и ходатайств.
***
Советская интеллигенция давно стала подлинно народной, социалистической. Она вносит сегодня решающий вклад в ускорение научно-технического прогресса, повышение образовательного и культурного уровня советских людей. С каждым годом укрепляется ее единство с другими отрядами трудящихся. И этот необратимый процесс более всего беспокоит западных пропагандистов.
Отсюда становится понятным, как и почему рождаются всякого рода небылицы буржуазных авторов о насильственной политике партии по отношению к интеллигенции. По сути, они являются перепевами старого мифа западной прессы, с первых месяцев революции утверждавшей, что интеллигенции не по пути с большевиками.
Смотрите также:
- ВОПРОСЫ ТЕОРИИ. Как "марксологи" фальсифицируют марксизм →
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧЕНОГО. Виноват ли марксизм? →
- ОТПОВЕДЬ. В кривом зеркале "советологии" →