"Ни анархия, ни "железный занавес" нас не спасут. Бросаясь в крайности, мы никогда не узнаем, что значит жить НОРМАЛЬНО", - считает Галина Волчек.
15 АПРЕЛЯ театру "Современник", с которым наш еженедельник не только соседствует, но и давно дружит, исполняется 50 лет. Накануне юбилея с художественным руководителем театра Галиной Волчек побеседовал главный редактор "АиФ" Николай ЗЯТЬКОВ.
- Галина Борисовна, недавно вокруг вашего имени возник небольшой политический скандал: якобы вы, ярая демократка, ездили в Белоруссию агитировать за Лукашенко...
- Эту дико некрасивую историю я узнала от журналистов. Сторонники Лукашенко использовали меня самым наглым и бессовестным образом. Ситуация была следующая. Прошлым летом я поехала в Белоруссию, в первую очередь, чтобы посетить город отца, найти его дом. Кроме этого, у меня были намечены мастер-классы. На одной из этих встреч меня спросили: "Какие у вас впечатления о Минске?" Я ответила примерно следующее: "После 20 с лишним лет, что я не была в этом городе, он стал заметно чище, светлее, приветливее..." Мой ответ записали на плёнку, и спустя полгода его вставили в предвыборный ролик. У людей даже смелости не хватило позвонить и спросить у меня разрешения... Я стала жертвой подлога. Ну что ж... Если завтра напишут в Интернете, что я голая бегала по Красной площади и танцевала твист, не верьте, пожалуйста... (Смеётся.)
"Я верю: деньги пахнут..."
- НЕ ТОЛЬКО для Белоруссии, но и для России сегодня актуальна проблема прав и свобод граждан. Помните, сначала все с радостью ухватились за свободу - кинулись выбирать, митинговать, писать, что хочется... Однако сегодня всё чаще слышны реплики в духе: "Зачем нужна эта свобода, когда у людей низкие зарплаты, а в магазинах запредельные цены?"
- Мы часто похожи на героев еврейского анекдота, когда один другого спрашивает: "Тебе какие ноги у девушек нравятся - толстые кривые или тонкие кривые?". О том, что ноги бывают нормальными, они даже не подозревают. Так же и наши люди... Я задаю себе вопросы о степени свободы в нашей стране и понимаю, что однозначный ответ найти трудно. Те, кто провозглашает огульную анархическую свободу, и те, кто призывает вернуть "железный занавес" и зажить прежней жизнью, одинаково не правы. Я испытываю счастье, когда, отправляясь за границу, вижу, что возможность путешествовать появилась у самых обычных людей. Вряд ли народ станет счастливее, если его вернуть в социализм и вместо свободы дать колбасу за два двадцать и водку за 3 рубля 62 копейки.
- Но возьмите для примера Китай... Со свободой напряжёнка - всё решает авторитарная и умная в глазах китайцев партия, но экономика страны растёт бешеными темпами. Многие в России хотят обратиться к их опыту...
- В мире есть много вещей и явлений, которые нельзя переносить один к одному. Всегда надо учитывать национальные особенности, исторические корни. Я была в Китае много лет назад. И эта поездка не оставила у меня особо положительных впечатлений о государственном и жизненном устройстве этой страны. Нашу делегацию без коридора охраны не выпускали буквально никуда. А когда во время экскурсии я увидела с верхней точки гигантскую толпу китайских военных и захотела сфотографировать это впечатляющее зрелище, меня тут же вежливо остановили. Возможно, всё это малозначащие нюансы, но, в любом случае, я не увидела Китай таким, чтобы задуматься и пожалеть о том, что мы не пошли его путём. Наверное, в их опыте есть что-то рациональное. В конце концов, мы носим их одежду, пользуемся их техникой и скоро будем ездить на их машинах. С другой стороны, мы порой преувеличиваем чужой опыт, вырывая его из контекста. В том же Китае высокие темпы роста экономики обеспечиваются, оказывается, дешёвой рабочей силой.
- Галина Борисовна, а как вам опросы общественного мнения, которые показывают, что люди сегодня готовы принять и поддержать ввод цензуры? Выходит, люди ещё не очень готовы к свободе?..
- Может быть... может быть. Когда я вижу вокруг невероятное количество пошлятины, тоже начинаю думать, что, если у некоторых нет самоцензуры, пусть будут ограничивающие законы. А вообще, я не политик... Моя политика - это то, что я делаю в театре. Живу так, как подсказывает моя сущность, природа. Для меня главное и в жизни, и на сцене - это человеческие отношения. Окунувшись на 4 года в политику в качестве депутата, я поняла, что на человеческие отношения там красный светофор.
- Когда-то мы думали, что будут в стране деньги - будет свобода, а значит, будет рынок, который всё расставит на свои места. Оказалось, рыночная экономика - это палка о двух концах: с одной стороны, она даёт свободу, с другой - порождает немало пошлости и разногласий. По-вашему, с диктатурой денег остаётся только мириться?
- По-моему, проблема в том, что у нас ещё не было нормального, цивилизованного рынка. Мы до сих пор путаем и подменяем многие понятия. Но это неизбежные последствия того, что мы 70 лет на всех парах двигали паровоз в одну сторону, а потом, не затормозив, погнали его в противоположном направлении. Естественно, есть жертвы, болезни... Надо понимать, выздоровление в одну секунду невозможно. 15 лет развития рыночных отношений - это для человека большой срок, а в исторических масштабах - одно мгновение.
- Но получается, трагедия ещё и в том, что процессы формирования здорового рынка и общества никто не пытается регулировать!..
- Пытаются, Николай Иванович, но часто очень неумело. Приведу свежий пример, который шокировал своим абсурдом и меня лично, и весь театрально-кинематографический мир. Приняли закон о тендерах в театре и кино. Что это значит?.. Допустим, я, Галина Волчек, прихожу в Комитет по культуре и говорю: "Хочу поставить "Три сестры". Пожалуйста, дайте денежку на это..." Мне отвечают: "Конечно, Галина Борисовна, дадим! Мы вас знаем, мы вам верим. Но... нужно провести тендер - кто-то должен также подать заявку на постановку этого же спектакля. Сразу предупредим: победит тот режиссёр, кто попросит денег меньше". Абсурд! Нонсенс! Возможно, такая система применима к каким-то другим сферам деятельности, но уж никак не к театру и кино.
- Для вас важно, кто даёт деньги на постановки?
- Я не верю в то, что деньги не пахнут. Нашему театру не раз предлагали помощь те, от кого мы не хотели бы её получать. Для меня очень ценно то, что среди наших сегодняшних спонсоров нет случайных людей. И Росбанк, и Михаил Прохоров, и Владимир Потанин, и президент фирмы "Боско" Михаил Куснерович - все они наши близкие друзья и преданные зрители.
"Коллекция людских характеров"
- ЧТОБЫ спектакль, фильм зазвучали объёмно и современно, режиссёру необходимо наполнить действие жизненными наблюдениями, переживаниями. Откуда вы черпаете эмоциональный и бытовой материал для своих постановок?
- Отовсюду. Я много общаюсь с разными людьми. Разговариваю с бабушками в аптеке, с женщинами на рынке, с нищими на улице... Для примера расскажу: проезжаю однажды по очень малолюдному переулку и замечаю на углу одинокую скрючившуюся старушку. Я попросила водителя вернуться, взяла деньги, подошла к ней. Мы разговорились. Оказалось, она бывшая учительница, абсолютно одинока... "А почему вы встали именно здесь, где народ почти не ходит?" - спрашиваю её. "Вы знаете... для меня выйти с протянутой рукой - это невероятное насилие над собой. Но жизнь меня заставляет это сделать... Однако, стоя здесь, я как бы оттягиваю этот момент", - ответила она. Это было примерно год назад, но, разбудите меня ночью, опишу эту старушку с точностью до мелочей. У кого-то есть коллекции фарфора, живописи, а у меня в голове - коллекция людских характеров и человеческих образов. Я богатейший человек в этом смысле.
На спектаклях "Современника" я вижу невероятное количество молодых лиц. Меня это очень радует, вдохновляет и продлевает жизнь. Я хотела бы верить, что это значит - "Современник" по-прежнему современен.
Смотрите также:
- УРМАС ОТТ: НА ТЕЛЕВИДЕНИИ НЕТ НЕЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ. "Человек с запада" →
- В ТЕАТРЕ "МОНО" ВСЕГДА АНШЛАГ. Не смеха ради →
- Время нравственных недоучек →