О. Янковский. Через асфальт - к Пастернаку

   
   

"Русская интеллигенция - это палка о двух концах, которая побила немало людей и попортила не одно колесо истории", - говорит Олег ЯНКОВСКИЙ, сыгравший адвоката Комаровского в новом сериале "Доктор Живаго".

"Сегодня правят Комаровские"

- ОЛЕГ Иванович, насколько, по-вашему, сегодня актуальна история русского интеллигента, который пытается объективно взглянуть на происходящее в стране и хоть как-то повлиять на ситуацию?

- Очень даже актуальна! Интеллигенция всегда играла предопределяющую роль в истории страны. Но всегда ли её роль была положительна? Однозначного ответа на вопрос нет. Думаю, та же проблема мучила и Пастернака. Революцию в стране делали не рабочие и крестьяне, а именно интеллигенция. Этот социальный слой и сегодня далеко не однороден. С одной стороны, например, можно видеть Валентина Распутина, Виктора Астафьева, с другой, скажем, Эдуарда Лимонова. Все хотят помочь становлению страны, каждый считает себя правым. На мой взгляд, Пастернак вложил в уста моего героя очень важную фразу: "Революцию делают не революционеры, а адвокаты". Во многом он прав.

- Живаго проповедовал теорию устройства жизни ПО РАЗУМУ. Сегодня подобное мировоззрение жизнеспособно?

- Это станет понятно лишь со временем. Возьмите для примера академика Сахарова. Только сейчас мы возвращаемся к его взглядам, прислушиваемся к его словам. Возможно, отнесись к нему власти более внимательно, не было бы ГКЧП, не было бы чеченской проблемы. Сегодня интеллигенцию также пытаются привлечь в помощь власти. Создан президентский совет, куда вошли талантливейшие деятели искусств, науки. Вроде бы всё правильно, всё разумно. Но... есть ли от этого польза? Ведь политика вершится теми, у кого в руках рычаги власти.

- Вы играете адвоката Комаровского, который у Пастернака воплощает зло, разрушение. Вам удалось для себя оправдать этого героя?

- Да, удалось. По-моему, мы живём в то время, когда правят Комаровские. Насколько это ужасно, чем это чревато для страны, опять же покажет история. Я считаю, мой герой получился очень современным. Во многом это заслуга сценариста и режиссёра, которые заложили в этот образ больше, чем Пастернак, и больше, чем другие кинематографисты. Мне не нравится то, что сделали с Комаровским английские и американские киношники, - они просто выкрасили этого героя густой чёрной краской. У нас же интеллигенция, в том числе художественная, наломала столько дров, что нам ещё разбираться в этом и разбираться.

Нацию сплотит искусство

- ОЛЕГ Иванович, кино и искусство, на ваш взгляд, могут объединить общество?

- Искусство это делало почти всегда и продолжает делать. Когда Андрей Звягинцев за свой фильм "Возвращение" получает в Венеции сразу два главных приза - это уже объединяет, потому что вызывает гордость. Когда пресловутый "Дневной Дозор" приводит в кинотеатр молодое поколение и оно видит на экране не американских актёров, а русских, когда во время просмотра "9 роты" у зрителей в зале ком встаёт в горле - всё это нас объединяет.

- Кстати, после выхода "Дозоров" и прочих русских блокбастеров стали спорить о том, нужно ли нам такое кино...

- Спорить тут не о чем. Одним нужны валенки, другим - сапоги на каблуке... Кино тоже должно быть разным. Если человеку, который только начинает читать или желает развлечься, подсунуть Достоевского, он может возненавидеть культуру как таковую. Так и в кино: зритель растёт и от сказок переходит к авторскому кино.

- Скандальный английский режиссёр Питер Гринуэй сказал, что российские актёры в своём развитии отстали от западных коллег лет на 30. Что вы думаете по этому поводу?

- Думаю, он имел в виду технические возможности. Когда на вооружении западных киношников уже были лазеры, мы всё ещё орудовали соломинкой. Когда они снимали на "Кодак", мы всё ещё снимали на "Свему", которая желтела до выхода на экран. Мы прорастали через идеологический асфальт. Помню, как в советские годы руководителя нашего театра Марка Анатольевича Захарова обязали ставить партийную пьесу "Оптимистическая трагедия". Не скрывая ужаса от поставленной задачи, Захаров пошёл по гримёркам. Зашёл к Чуриковой, к Леонову, к Збруеву, к Абдулову, ко мне... И всем объяснял: "Так политически сложилось... Давайте вместе думать, что делать с этой мертвечиной. Будем искать что-то человеческое". В итоге получился один из лучших спектаклей.

Смотрите также: