Полгода назад в авиакатастрофе под Владикавказом погибли несколько высокопоставленных армейских чинов.
НА БОРТУ Ми-8 помимо трёх лётчиков летели 12 членов комиссии Минобороны - три генерала, семь полковников, один подполковник и майор. В живых остались четверо. Один из них - полковник Александр Кнутов.
САША Кнутов, по мнению сослуживцев, похож на Михаила Жванецкого: такая же "причёска", очки, искромётный юмор. Себя он называет "хозяином солдатской бани". Первая офицерская должность - начальник банно-прачечного комбината в Забайкалье.
Но сегодня должность у него солидная - начальник вещевой службы Северо-Кавказского военного округа (СКВО). В гражданском сознании тыловик - нечто среднее между завхозом и поддатым прапорщиком, ворующим со склада тушёнку и простыни. Говорят, что тыловиков даже посмертно не награждают орденами и медалями. Враньё! За две чеченские войны боевые награды получили около 5 тысяч тыловиков СКВО.
Полковник Кнутов прошёл Афганистан (правда, наградами его обошли, а в качестве бонуса отправили служить на 2 года в Германию). За его спиной две чеченские войны.
Полёт на тот свет
- ВСЁ было как всегда, - рассказывает Кнутов. - Для нас вертолёт словно трамвай - рабочий транспорт. Пыхтит, трясётся, стелется на небольшой высоте. И вдруг! Оба-на! Ми-8 задрал "морду" вверх. Скорость потерял и несущим винтом рубанул по вековым ёлкам.
Первый удар я выдержал, - продолжает Саша, - сложился, как учили, в комок и вцепился руками в пластиковую сидушку. В глазах - яркая вспышка. Очнулся через мгновение, а руки в кровь изодраны. Второй удар пришёлся в спину. Потом треск в груди и острая боль от головы до пяток. Оказывается, вертолёт лопастями сбил несколько деревьев и врезался в гору. Правый лётчик и бортмеханик погибли сразу, а командир, пробив бронированное стекло, вылетел на землю. Это потом я узнал, что, крича от дикой боли, подполковник Саша Свиридов с разорванными селезёнкой и печенью стрелял в воздух из пистолета, привлекая к нам внимание.
Я сидел над колёсными шасси, а потому надеялся на чудо. Знал, что обычно при падении вертушки корпус разрывается на две части. Думал, тогда-то и выскочу в "дырочку". Но железяка оказалась крепкой. Пополз на свет из дверного проёма. Двигаюсь на четвереньках, не чувствуя боли. И тут учуял запах вытекающего из баков керосина. Понял, что всё, кранты! Одна искра - и мы окажемся в "крематории". Выполз наконец на белый свет, привалился метрах в пяти. Вижу, скорчившись от боли, сидит полковник Серёжа Дунаев из Москвы. В полёте он находился напротив двери, и его выкинуло из Ми-8.
Кинулся к вертолёту. В проёме двери, свесив наружу голову и руки, лежал мой начальник, замкомандующего СКВО по тылу генерал-лейтенант Александр Шерешков. Тяну его, а он не идёт, ноги чем-то придавлены, поднатужился, заорал и вытащил его из вертолёта. Положил в сторонку. Возле Ми-8, в котором уже вспыхнул огонь, сидел ещё один генерал - замначальника тыла ВС РФ Павел Ярославцев, мужик солидный, под 100 кг. Сорвал с него горящую куртку и потянул вниз по склону.
Вертолёт взорвался. За ним стали рваться боеприпасы. Через 10 минут от Ми-8 осталась кучка железа и пепел.
Остальные пассажиры погибли мгновенно.
Где-где? В Москве!
ВСЁ это время Саша не чувствовал боли. Как потом выяснилось, кроме изодранных в кровь пальцев у Кнутова были сломаны ключица и пять грудных позвонков. При эвакуации он не мог ни лежать, ни сидеть на носилках. Опёршись на руки двоих офицеров, со сломанным позвоночником, он полтора километра до врачей шёл пешком.
Чем Родина отблагодарила своего офицера? Пока скромно. Полковник Кнутов получил страховку - около 50 тыс. руб. и ведомственную медаль. А сослуживцы кругами ходят вокруг Саши и похлопывают его по плечу:
- Старик (в 46 лет), когда Героя будем обмывать?
Все же в команде знают, что на Кнутова отправлено представление на "Золотую Звезду". Только вот награда где-то застряла в чиновничьих коридорах.
На прощание я не выдержал и спросил:
- Саша, где звезда?
- Где-где? В Москве!
Смотрите также:
- Русский подполковник на английской "ноге" многим чиновным головам почему-то явно не даёт покоя →
- БОДРОСТЬ ДУХА НЕ ТЕРЯЛИ. Ветераны войны, ветераны "АиФ" →
- Десант →