ПОДХОДЯЩЕЕ к завершению кремлёвское восьмилетие В. Путина практически всеми признаётся успешным.
СТАБИЛЬНОСТЬ, экономический рост, постепенное отступление бедности, возвращение в лигу ведущих мировых игроков и даже олимпийская победа Сочи...
ЛИШЬ у самых упёртых остаются сомнения, что президент элегантно, с соблюдением духа и буквы Конституции, уйдёт из Кремля в строго обозначенные сроки.
Но для мастеров политических пасьянсов всё-таки остаётся некоторый простор: можно погадать по поводу того, каким эффектным жестом, действием или "немой сценой" по Гоголю В. Путин завершит пьесу "Кремль-2008". Политические брокеры, в сущности, уже принимают ставки на последний путинский ход. Называются разные варианты. Вынос тела Ленина из Мавзолея. Суд над Березовским в Москве. Помилование М. Ходорковского и эффектное празднование "триумфа правового государства" в стиле Екатерины Великой. Ярко, в духе народного правосудия могут быть проведены отставки нескольких "неприкасаемых". И наконец, российские феминистки, с завистью наблюдающие за парадом женщин-политиков в Европе, могут получить от Путина неожиданный подарок - номинацию в качестве преемника "дамы, приятной во всех отношениях". Такая дама у нас пока одна - Валентина Матвиенко.
На ринге...
ОДНАКО у народа другие ожидания. Совсем не шуточные. И данные социологов, и многочисленные письма читателей в "Аргументы и факты" однозначно указывают на то, в каком обличье россияне хотели бы увидеть президента в последнем раунде. В боксёрских перчатках, в облике непримиримого борца с коррупцией. И неслучайно. В списке абсолютного зла, нависающего над Россией, население однозначно указывает на эту язву. По данным "Левада-центра", именно коррупция является "главным препятствием на пути экономического развития России". А среди наиболее коррумпированных называются Минздравсоцразвития, МВД, Минфин и Минэкономразвития.
А между тем все принимаемые до сих пор меры, законы и постановления сколько-нибудь заметных результатов не принесли. Коррупционные скандалы, потрясающие время от времени Москву и регионы, остаются "частными случаями". Антикоррупционная программа "Чистые руки", которая в течение нескольких лет позволила Италии очиститься от влиятельных коррупционеров, в России не проходит.
Страшно, аж жуть...
ПРИНЯТЫЙ ещё в прошлом году закон о конфискации нажитого преступным путём имущества так и не вступил в действие. А последние аресты чиновников в Минэкономразвития указывают на то, что коррупция забирается всё выше и выше. Коррупционные ставки столь велики, что, по признанию председателя Комитета Госдумы по безопасности Владимира Васильева, "нередко при принятии решений приоритет отдаётся не государственным, а узкокорыстным интересам".
Причина живучести российских коррупционеров - в масштабах теневой экономики, в слишком широком зазоре возможностей чиновников при выдаче разрешений. И в фактически полной безнаказанности. В Европе тормозом служит страх потерять весьма значительные пенсии за выслугу лет и жёсткая система декларации доходов и имущества чиновников и их семей. Но в России суммы откатов и взяток таковы, что страх потерять пенсию растворяется перед соблазном за две-три коррупционные сделки обеспечить безбедное существование для себя и детей. В России никто не спрашивает, каким образом госчиновники, милицейские или судебные чины владеют миллионными особняками. Фактически не контролируются вывоз наворованного за границу и вложения в заграничную недвижимость.
Руководство правоохранительных органов открыто говорит, что в МВД имеется "богатая фактура", чтобы начать масштабную кампанию по зачистке коррупционного элемента. Как говорится, "известны все адреса, пароли, явки". Однако некоторые высокопоставленные эксперты пугают: "быстрое лечение невозможно и даже опасно". Дескать, экономический механизм страны настолько зависим от коррупционной "смазки", что резкое вмешательство может привести к открытому саботажу, дать "обратный эффект" и даже "поставить под угрозу стабильность в стране". Фактически признаётся, что при нынешней круговой поруке высшего чиновничества и правоохранительных органов начать антикоррупционную кампанию без прямого указания президента невозможно.
Один из дотошных читателей "АиФ" подсчитал, что президент в течение рабочего дня успевает "провернуть" 4-5 серьёзных дел. Итого за 8 лет набирается порядка 12-15 тысяч деяний. Читатель задаёт непростой вопрос: "Сможет ли президент среди множества дел разглядеть наибольшее зло и со всей накопленной за восемь лет политической мощью обрушиться на коррупцию?"
Время для ответа ещё есть.