В ЗДОРОВОМ теле - здоровый дух. С этим вроде не поспоришь. И всё же, по мнению священнослужителей, добиваясь успехов в соревнованиях, борясь за медали, конкурируя между собой, атлеты совершают грех. Так что же: современный спорт с его красотой, борьбой, эмоциями и с его миллионными гонорарами и допинговыми скандалами - это путь к самосовершенствованию или саморазрушению? Об этом наша беседа со священником Ивановского Свято-Введенского женского монастыря иеромонахом МАКАРИЕМ.
"Мы не бревно, чтобы себя испытывать"
- ОТЕЦ Макарий, с точки зрения вечности получается, что спорт - самое бессмысленное из всего, чем мы можем заниматься в этом мире. Зачем совершенствовать то, что умрёт, - тело?
- Абсолютно не согласен! У вас насморк, вы пошли к врачу. По идее, тоже бессмысленно, это не спасёт вас от насморка навсегда. Но нет, надо лечиться. Не более ли разумно позаботиться о своём здоровье прежде, чем у вас возникнет насморк, будет гастрит или ещё что-нибудь? Мой тезис такой: спорт - вещь сама по себе добрая, но, как и в любом добром деле, сатана пытается превратить добро в зло.
Я вижу несколько путей, по которым извращаются спортивные, здравоохранительные начала. Скажем, примитивное тщеславие. Этот враг угрожает нам в любом деле, будь ты репортёр, священник, шофёр, строитель... Но чемпиону мира по какому-нибудь виду спорта тщеславие угрожает гораздо больше, чем столяру, который делает табуретки. Многие спортсмены, особенно в экстремальных видах спорта, так объясняют свою жизнь: я должен испытать себя, доказать, что мне море по колено. Пытаются из спортивных достижений сделать смысл жизни. Но с собой бороться можно только в сумасшедшем доме. Что значит: испытывать себя? Я не бревно, чтобы меня испытывали. Моё благополучие и духовное, и телесное - это моя ответственность перед Христом, я уж не говорю о ближних.
Другой фактор - деньги. Конечно, человек, имеющий большие деньги, может быть хорошим христианином. Не само по себе богатство - антихристианское качество, а служение этому богатству. Но перед людьми, которые движутся в сторону профессионального спорта, маячит толстая пачка денег, и часто именно она становится основным поводом для новых достижений, для перехода в другую команду. И тогда гонорары с большими нулями затмят спортсмену Христа, добро, ближнего, Родину, долг, семью...
Есть ещё один важный момент. Это бесчинства болельщиков, которые превращают свой интерес к спорту в чистое беснование. Наружу выходят самые гнусные качества, которые есть в человеческой душе. Бить стёкла, жечь машины и бить друг друга, ломать рёбра - этому нет никаких оправданий. Этим людям место в тюрьме, а не на трибунах.
"Поклоны - это не спорт"
- ЕСЛИ спорт - хорошо, не означает ли это, что не заниматься им - грех?
- Если у кого-то нет к этому физической, душевной склонности, никого принуждать не надо. Но повторюсь, спорт сам по себе - положительное начало, он противоположен лени. Вот лень - это порок.
- А чем отличаются, например, сто поклонов от какого-нибудь физического упражнения?
- Поклоны - это не спорт. Это действие, где физический эффект вторичен. А когда человек бежит пять километров - там физический эффект на первом месте. Вот люди не очень церковные спрашивают: зачем нужны поклоны? А я их спрошу: "Почему вы убираете свой дом?" Нет таких людей, которым нравился бы сам процесс мытья пола. Это необходимо как материальная поддержка порядка. И порядок в моей душе требует определённой материальной поддержки - земных и поясных поклонов, крестного знамения. Кто-то спросит: неужели Господу нужно, чтобы я вставал на колени? Нет, не нужно. Но это материальная составляющая целостности моего бытия, моей личности как христианина. И она требует в том числе и физических усилий.
Более подробный разговор на эту тему - в журнале "Нескучный сад".