Стоит ли ждать благотворительности от крупного бизнеса?

   
   

В ближайшем будущем в России может появиться новая система сбора и распределения денег на благотворительные нужды. Новый законопроект "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" уже находиться на рассмотрении в Государственной Думе и может быть принят до Нового Года.

Речь идет о создании специальных фондов, куда "жертвователи" в лице предпринимателей, могли бы отчислять средства. Средства эти в свою очередь должны быть силами сотрудников фондов приумножены (за счет прибыли от вложения в ценные бумаги, акции, депозиты). Причем прибыль эта налогом облагаться не будет, а пойдет в аккурат на благотворительные цели - социально полезные программы. На западе эта система существует десятилетия и называется эндаументом.

Сегодня бизнесмены, хотя и жертвуют на благотворительность, жалуются, дескать, пока что, творить добро крайне убыточно. И ждут принятия закона. А нуждающийся обыватель продолжает надеяться на счастливый случай повстречать на своем пути доброго дядю, который поможет. И новый механизм раздачи слонов может оказаться тут бессильным.

ЛЮДИ ДОБРЫЕ

Люди у нас оказывается, не умеют правильно простить. Так считает главный менеджер PR-проектов компании ТГК-1 Ольга Романова.

- Иногда сами не могут понять, что им нужно. К примеру, просит у нас деньги детский дом, а потом оказывается - на детские игрушки. Мы и собрали для них бэушные игрушки, среди сотрудников нашей компании и отвезли.

Генеральный директор универсальной электронной энциклопедии "Кругоствет" (проект не коммерческий и раньше держался за счет средств выделенных фондом Сороса), Марина Цагарели говорит обратное, дескать, донести до крупного бизнеса просьбы о помощи практически невозможно.

- Мы писали письма на имя президентов практически всех крупных компаний России, такое впечатление, что до адресатов письма просто не доходят, - сетует она, и переживает, дескать, если так пойдет и дальше, проект придется прикрыть.

Неужели в отечестве нет благотворителей? Они есть, если верить статистике озвученной исполнительным директором Фонда Дмитрия Зимина Еленой Чернышковой. По ее словам, отечественные предприниматели тратят на благие дела около полутора миллиардов долларов в год. Это на 10-15% больше, чем жертвуют их западные коллеги.

Вот только нуждающемуся гражданину очень сложно найти фонд или конкретного жертвователя, который поможет в конкретной проблеме.

- Подобная информация достаточно закрытая, признает Елена Чернышкова, и рекомендует для начала сформулировать проблему.

К примеру, деньги нужны на лечение. Затем, воспользовавшись Интернетом, нужно отыскать все организации, которые в принципе отчисляют деньги в благотворительные фонды. После, проштудировать сами фонды и среди них найти те, которые занимаются проблематикой здравоохранения и в конце концов дойти именно до той программы, которая поддерживает больных с таким же диагнозом.

Что в конце этого трудоемкого и хлопотного процесса вовсе не гарантирует получения такой помощи.

ХОРОШИМИ ДЕЛАМИ

Сами потенциальные и реальные жертвователи вину за проволочки в добрых делах возлагают во-первых на государство.

Дескать налоговое бремя, не позволяет жертвовать больше. Прежде чем расстаться с деньгами на благие дела предприниматель должен уплатить налог на прибыль (на западе жертвующий освобождается от части налогов).

Ольга Глолодец, заместитель генерального директора ОАО "ГМК "Норильский Никель", добавила к этой проблеме еще одну:

- Если кампания оказывает благотворительную помощь в несколько тысяч долларов, например, ветерану на лечение, то он обязан заплатить подоходный налог с этой помощи. Но у него денег таких нет, и быть не может!

Удерживает дающую руку и российский закон о рекламе:

- Мы не должны упоминать в прессе о своих хороших делах, - поясняет руководитель Департамента социальной политики и трудовых отношений Российского союза промышленников и предпринимателей, Федор Прокопов, - Любое упоминание компании в контексте благотворительной деятельности считается рекламой. И если мы не оплачиваем ее, то платим штраф.

Будь иначе, жертвователей было бы больше, считает и директор корпоративных проектов Института корпоративного развития Группы компаний "Ренова", Олег Алексеев.

Но больше всего бизнесмены боятся иждивенчества, дескать, просящие подсаживаются на благотворительную иглу и считают, что раз богатые - должны платить.

- Мы хотим изжить благотворительность как вид, - поясняет вице-президент "Суал-холдинга", Василий Киселев, - Существующая технология выглядит как системная раздача денег, непонятно кому. При таком подходе денег никогда не хватит, - добавляет он. Ему вторит Федор Прокопов:

- Наши коллеги за рубежом называют наш способ творить добро забрасыванием денег за забор. Дал. Куда они пошли? Неизвестно.

Воспитать иждивенцев, по мнению экспертов, могут только грамотно разработанные благотворительные программы. Бизнесменов такой подход устраивает. Потому как совсем без добрых дел - никак. Они, признают предприниматели, помогают снискать нужную для работы положительную репутацию.

- Наша задача перевести этот вид деятельности в программу, - рисует перспективы г-н Киселев, - Создать сеть фондов на местах, которые будут организованно помогать.

Финансовой же опорой фондов г-ну Кисилеву и его коллегам видится все тот же вышеупомянутый эндаумент.

Примут новый закон или нет - как выразился Федор Прокопов, несмотря на все законодательные перипетии, "Кто давал, тот и будет давать". Другие предприниматели, в новой форме "раздачи слонов", найдут более дешевый способ создания положительного имиджа для своих кампаний. Вот только на главный вопрос, каким боком обывателю пристать к этому потоку денег ни представители бизнеса, ни чиновники пока ничего конкретного не посоветовали.

Смотрите также: