Тюремная решетка СПИДу не преграда

   
   

Статистика роста ВИЧ-инфицированных в пенитенциарных учреждениях Калининградской области устрашающая: в 1991 году - 1 человек, в 1996-м - 71, в 1997-м - 449, в июне 2000-го - 641, а к концу нынешнего года ожидается, что число больных перевалит за тысячу.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника медотдела Управления исполнения наказаний Минюста РФ по Калининградской области, заслуженного врача Российской Федерации подполковника Александра БОЯРСКОГО.

Первого больного СПИДом чуть не сожгли заживо

- Действительно, в 1991 году у нас в Калининграде появился первый и единственный на тот момент в России ВИЧ-инфицированный осужденный. Милиционер, а по совместительству гомосексуалист, он получил срок за распространение ВИЧ-инфекции. Когда он появился в колонии, где для него специально подготовили изолированное помещение, осужденные попытались сжечь его живьем. После этого он был переведен в больницу, начальником которой я в то время был. Мы оборудовали для него помещение с полной инфраструктурой: туалет, душ, телевизор, спальное место. Этот человек давно уже освободился, живет под Питером, является президентом всероссийской организации ВИЧ-инфицированных, но о том, как трудно было объяснить не только осужденным, но и части медперсонала, почему больной СПИДом должен находиться среди них, помню до сих пор. На сегодняшний день в Калининграде насчитывается более 3600 ВИЧ-инфицированных, из них около 700 содержится у нас. То есть 10 процентов осужденных в Калининградской области ВИЧ-инфицированы. Это самый высокий показатель по Российской Федерации. К сожалению, это только вершина айсберга. Думаю, если поголовно обследовать всех жителей региона, реальная цифра ВИЧ-инфицированных будет не 3, а 30 тысяч. Причин того, почему ВИЧ распространяется в геометрической прогрессии, много: в первую очередь - социальный фактор. Страна на переломе, мы все говорим о возрождении великой России, но, к сожалению, материальное положение населения оставляет желать лучшего, сохраняется высокий уровень безработицы, большое количество людей, особенно молодежи, остается невостребованным и начинает искать спасения от всех своих бед в наркотиках. Во-вторых, сколько мы ни бьемся, сколько ни разъясняем, молодежь скептически относится к разговорам о безопасном сексе. Люди прекрасно знают, что подавляющее большинство калининградских проституток является ВИЧ-инфицированными, но это их не останавливает - проституция процветает. При этом даже такая элементарная вещь, как презервативы, которые хоть как-то могут уберечь от заражения, вызывают у них неприятие.

- Согласно 101 статье Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ВИЧ-инфицированные должны содержаться в специальных лечебных исправительных учреждениях. Однако подобных колоний для ВИЧ-инфицированных, насколько нам известно, нет ни в одном регионе России.

- Наше законодательство, к сожалению, не совершенно. И в первую очередь это касается пресловутой 101 статьи. Мы считаем - нельзя больных отделять от здоровых решеткой. Они такие же, как все, и должны находиться в общей массе. Разве в соответствии с законом человек не имеет права на личную тайну? Разве заболевание СПИДом не является такой тайной? Содержа же этих людей изолированно, мы показываем всем, кто есть кто. Поэтому мы поступили следующим образом: создали для ВИЧ-инфицированных в колониях области изолированные, полностью автономные участки со своими пищеблоками, душевыми, туалетами. Однако, боюсь, что в скором времени, если нам не удастся остановить СПИД, в изолированных участках придется содержать здоровый контингент.

Коммуна для больных СПИДом зэков

- Очень часто у людей, выходящих после отбытия наказания на свободу, нет своего жилья, им трудно устроиться на работу, найти средства к существованию. Особенно остро эти проблемы встают, очевидно, перед больными людьми?

- Совершенно верно. Поэтому они сознательно идут на новые преступления, чтобы вернуться в колонию. Совместно с управлением здравоохранения области и общественной организацией "Нет СПИДу и наркотикам" мы выступили с инициативой создать коммуну для ВИЧ-инфицированных, где они смогут жить, трудиться, получать медицинскую помощь. И здесь нам хотелось бы получить поддержку от общества. Люди должны понять: гонения и травля больных СПИДом могут привести к трагедии: население разделится на инфицированных и неинфицированных, на белых и красных, а это мы уже проходили.

- Как относится к вашим новациям федеральный центр?

- Мы долго добивались того, чтобы все, попадающие в следственный изолятор, в обязательном порядке обследовались на СПИД. Это вызывало определенное раздражение у федеральной власти. Почему? Потому что мы портили статистику. Нам говорили: как это так, в московских тюрьмах ни одного ВИЧ-инфицированного, а в калининградских аж 600. Нонсенс. Однако в последнее время ситуация начала меняться: на недавнем селекторном совещании, когда губернаторы докладывали президенту о том, какая работа проведена в местах лишения свободы, Путин отметил наш регион в пятерке лучших по реформированию уголовно-исполнительной системы.

- Были ли отмечены в калининградских тюрьмах случаи смерти заключенных от СПИДа?

- На сегодняшний день у нас не было ни одного случая смерти от СПИДа. Но они, без сомнения, будут. Во всем мире больные умирают от СПИДа, и тюрьмы - отнюдь не исключение. Другое дело, что мы можем этого избежать, поскольку существуют ведомственные акты, позволяющие выпускать крайне тяжелых больных на свободу, дабы предоставить им возможность умереть на руках у родственников. В таких случаях врачебная комиссия представляет в суд документы с ходатайством об освобождении осужденного, умирающего от неизлечимой болезни. Перечень заболеваний согласован с Министерством здравоохранения и Генеральной прокуратурой. В среднем в год из калининградских колоний мы освобождаем до 40 таких больных.

В колониях Калининграда раздают презервативы

- Сейчас все, кого ни спроси, жалуются на плохое финансирование. Наверное, вам тоже не хватает денег на лекарства, на медицинское оборудование, на обследования больных, которые вы проводите в СИЗО?

- Когда Главное управление исполнения наказаний находилось в системе МВД, мы финансировались по остаточному признаку: в первую очередь деньги шли на милицию. После перехода в Минюст мы, во-первых, создали медицинское управление, во-вторых, только в прошлом году получили более чем на 4 млн. рублей медикаментов и медицинской аппаратуры из федерального центра. Конечно, денег всегда бывает мало, однако адекватное сложившейся в Калининграде ситуации финансирование мы в течение последних полутора лет получаем. Поэтому у нас и появилась возможность проводить полное и, естественно, бесплатное медицинское обследование каждого, кто переступает порог следственного изолятора. Кроме того, мы имеем возможность получающим свидания заключенным выдавать бесплатно презервативы.

Смотрите также: