Родителям, которые не хотят вырастить из своего ребенка шизофреника, посвящается

   
   

Можно ли обнаружить психическое заболевание, когда малышу несколько дней от роду? Калечит ли современная школа наших детей? Бывает ли так, что в заболевании ребенка виноваты родители? На эти и другие вопросы отвечает главный врач 6-й детской психиатрической больницы, главный детский психиатр Москвы, заслуженный врач Российской Федерации Валентина Юлиановна КОЖЕВНИКОВА.

- Валентина Юлиановна, одну мою знакомую буквально через несколько недель после родов вызвали к психиатру и сообщили, что у ребенка фенилкетонурия. Что это за заболевание и каким образом "компетентные органы" от психиатрии так быстро его выявили?

- Фенилкетонурия - это генетическое заболевание, характеризующееся низким содержанием фенилаланина в организме, что приводит к выраженной или глубокой умственной отсталости у ребенка.

Наша больница располагает медико-генетическим центром по диагностике и лечению этого заболевания. Механизм очень простой. Все московские родильные дома присылают нам специальный бланк с тремя пятнами крови новорожденного, на основании которых мы делаем скрининг.

- Каждого новорожденного?

- В обязательном порядке, причем вне зависимости от того, москвич он или немосквич. Все, родившиеся в Москве, обследуются на фенилкетонурию и врожденный гипотириоз. При обнаружении врожденного гипотириоза мы передаем данные о ребенке эндокринологам, а фенилкетонурию лечим сами. Специально закупаем для таких детей гидролизаторы, которые стоят колоссальных денег - порядка полумиллиона долларов в год. В позапрошлом году было выявлено 8 малышей, в прошлом - 12, а всего на сегодняшний день по Москве насчитывается 120 детей, страдающих этим заболеванием.

Хочу подчеркнуть, что только своевременно начатое лечение, включающее специальную безбелковую диету, занятия с логопедом, педагогом, массаж, гимнастику, то есть весь комплекс реабилитационной терапии, может спасти этих детей от инвалидности.

В прошлом году произошел такой случай: молодые ребята-студенты родили ребенка и, прежде чем были готовы результаты анализа, уехали с ним к бабушке в Воронежскую область. Только через год нам удалось разыскать эту семью, но заболевание за это время уже развилось. Сейчас мы активно лечим малыша, пока амбулаторно, но, когда ему исполнится полтора года, госпитализируем. Вылечить его окончательно, к сожалению, мы уже не сможем, теперь речь будет идти о том, чтобы он смог обучаться хотя бы во вспомогательной школе.

- Вы можете назвать конкретные цифры: сколько детей стоит на психиатрическом учете, сколько из них инвалидов?

- Я могу привести цифры по Москве. На 1 января 2001 года на консультативно-диспансерном учете у психиатров состояло 33 с половиной тысячи детей. Впервые поставлено на учет 7 с половиной тысяч детей, из которых умственной отсталостью страдают 6504. Инвалидность на сегодняшний день имеют 2 897 детей.

- Инвалидность дается по шизофрении?

- Не только. Перечень заболеваний, при которых назначается инвалидность, довольно большой. Критериями могут быть и умственная отсталость, и психопатоподобное поведение, и неврозы с заиканием, с недержанием мочи или кала, эпилептические синдромы, психоз, слабоумие.

- Какие заболевания из этого списка встречаются наиболее часто?

- За год мы пролечиваем в больнице около трех тысяч детей и подростков. Кого-то приходится госпитализировать и по второму, и по третьему разу. В основном это дети с теми или иными трудностями в поведении и обучении. В последние годы к нам стали поступать больные беспризорники, которых вылавливают на вокзалах. Совсем недавно к нам поступил мальчик, пытавшийся закончить свою жизнь под рельсами поезда метро. Три недели с ним работали психиатры и психологи, он называл то одно имя, то другое, то говорил, что живет в Раменках, то в Голутвино. Рассказывал, что мать его погибла в автомобильной катастрофе, а с отчимом он жить не хочет, потому что тот его избивает. С помощью инспекции по делам несовершеннолетних и отдела опеки и попечительства нам удалось разыскать семью этого мальчика. Мама, папа, брат, хорошая интеллигентная семья. Мы обсудили ситуацию с родителями и вместе решили, что мальчику необходимо полечиться у нас, так как явно имеет место какое-то заболевание. Сейчас он у нас, разбираемся.

- Бывает так, что ребенок до какого-то возраста рос вполне нормальным, хорошо учился, слушался маму-папу, а потом вдруг бац - и какие-то шарики у него в голове заехали за ролики...

- Ну, начнем с того, что ни с того ни с сего вообще ничего не бывает. Причиной такого резкого изменения в поведении ребенка может быть как душевное заболевание, так и органическое поражение центральной нервной системы. А может быть, где-то что-то недоглядели родители. Явных признаков заболевания, может, и не было, но ребенок чересчур подвижен, возбудим, а никто из близких на это внимания не обращает. Подумаешь, все дети шалят. Как правило, так заболевание и прогрессирует, переходит в стадию запущенного. А казалось бы, что стоило своевременно обратиться к специалисту, проконсультироваться? Может, и не дошло бы до тяжелого заболевания, обошлись бы легкой терапией, психотерапевтическими или коррекционными занятиями.

- Я знаю, что многие родители боятся обращаться к психиатрам. Вам, наверное, приходится с этим сталкиваться?

- Да, к сожалению, это так. Вы себе не представляете, как мамы, которые приходят сюда, к нам на прием, волнуются, как у них трясутся руки, дрожит голос. Само понятие "психиатрический учет" вселяет в них ужас. Мы им объясняем, что существует два вида учета: диспансерный и консультативный. На диспансерный ставятся дети, которых в обязательном порядке должен наблюдать психиатр, а на консультативный - те, кто выписывается из стационара, причем, если за год не было ни одного обращения к врачу, ребенок с учета снимается. Кроме того, мы объясняем, что, если нет необходимости ставить ребенка на диспансерный учет, никто его и не поставит. Но если такая необходимость есть, коли уж у ребенка душевное заболевание и он должен постоянно наблюдаться у психиатра, что же тут поделаешь? Но ведь и тут не конец света. Шизофреники, например, живут среди нас, нормально работают, среди них встречаются и талантливые люди. Это же неправда, что все, кто страдает душевными заболеваниями, только и делают, что кидаются на людей.

- Но могут ведь и кинуться?

- Могут.

- А вы не можете такого больного принудительно заставить лечиться?

- Только по решению суда, если будет доказано, что он представляет опасность для себя и окружающих.

- Валентина Юлиановна, по данным Минздрава РФ, более половины выпускников школ страдают различными хроническими, в том числе психическими, заболеваниями. Более того, ряд врачей считает, что современная школа существенно подрывает психическое здоровье детей. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Не только школа подрывает здоровье детей. Очень многое зависит от социума, в котором мы живем. Проанализировав последние 10 лет нашей жизни, я представила такую картину: сначала мы сидели в запертой клетке, потом дверцу клетки распахнули, и мы выскочили оттуда и уподобились индейцам в набедренных повязках. Помните период, когда детям вдруг разрешили зарабатывать деньги? Психиатры предупреждали: нельзя этого делать, потому что нервная система ребенка еще не окрепла, он не умеет управлять эмоциями. Нас не послушали. И к чему мы пришли? Часть детей вместо занятий в школе торгует у метро газетами, моет машины, просит подаяние. Я не говорю, что у ребенка не должно быть своих денег, но не такой же ценой. А наркотики? Еще несколько лет назад к нам "пачками" привозили "нюхачей". И ведь что страшно, если сначала привозили 14-15-летних подростков, то потом стали и девятилетних. А ведь были и со смертельным исходом случаи. Сейчас "героинщиков" привозят. Правда, меньше, потому что мы наконец-то добились, чтобы наркологические диспансеры занялись детьми. А суициды? Вы знаете, во сколько возросли суицидальные попытки у детей за пять последних лет? С 60 до 300 случаев в год!

- То есть если подытожить все вами сказанное, ситуация с психическим здоровьем детей ухудшается?

- В общем-то да. Количество шизофреников, правда, не меняется - где-то 12 процентов от всех учтенных больных. Рост наблюдается среди больных с органическим поражением центральной нервной системы, задержкой развития, умственной отсталостью, осложненной формой олигофрении, психопатоподобным синдромом, судорожными состояниями.

- Как вы относитесь к такому модному ныне явлению, особенно на Западе, как психоанализ?

- Если этим занимается грамотный специалист, грамотный врач, очень хорошо.

- А много вы знаете грамотных специалистов в этой области? К нам довольно часто обращаются читатели, рассказывающие, что у них попросту вытянули деньги, а толку от психоаналитика никакого.

- Единицы. Потому что как таковой школы психоанализа, особенно детского, у нас еще нет. С детьми вообще сложнее. Могу вам сказать: порой долго-долго мы не ставим ребенку диагноз "шизофрения". И только когда уже не остается никаких сомнений, когда проявляется четкая продуктивная симптоматика, только тогда ставим окончательный диагноз. Ведь навесить ярлык очень легко. И в результате испортить жизнь человечку.

- Валентина Юлиановна, что мог бы посоветовать главный детский психиатр Москвы родителям, как настоящим, так и будущим?

- Прежде всего хочу сказать: нужно заниматься воспитанием ребенка. Что я под этим подразумеваю? Никогда ребенка не отталкивайте, никогда грубо не наказывайте. Если он совершил какой-то проступок, с ним нужно побеседовать, объяснить и доказать, что он был неправ. Если не получается самостоятельно, посоветуйтесь с психологом, если и это не помогло, не надо бояться обратиться к психиатру. Психиатр всегда найдет нужные слова и выяснит, что же на самом деле происходит с ребенком. Ведь если подростку вовремя не помочь, может произойти самое страшное - вспомните о резком скачке суицидов. Представим, например, ситуацию - девочка влюбилась, стала замкнутой, что-то скрывает от родителей, а мама не хочет или не может, хотя сама когда-то была в ее возрасте, понять, что происходит с дочерью. Начинаются конфликты, взаимные упреки и обвинения, вместо того чтобы деликатно поговорить с девочкой, дать ей возможность выговориться, может, даже поплакаться, а затем попытаться вместе обсудить создавшуюся ситуацию. Зачастую родители понятия не имеют, с кем дружат их дети, в какой компании бывают, чем интересуются... А разве не повод для беспокойства, когда ребенок целыми днями проводит у телевизора? Наши дети, к великому сожалению, стали мало читать. О классической литературе я уже и не говорю. С утра до вечера - сплошные боевики, стрельба, секс, насилие... И после этого мы хотим, чтобы наши дети были психически здоровы?

В лондонском Институте психиатрии проведены эксперименты, результаты которых указывают на возможность сверхранней диагностики шизофрении посредством магнитно-резонансного сканирования мозга. С помощью этой техники сотрудники института выявили характерные изменения в трех различных участках мозга, которые возникают еще до проявления первых отчетливых клинических симптомов болезни.

Каждый десятый житель планеты недееспособен из-за того или иного психического заболевания.

Заболеваемость шизофренией не зависит от национальности и расы, социального статуса, материального положения и культурного уровня человека. Заболеванию в равной степени подвержены как мужчины, так и женщины. Средний возраст начала заболевания у мужчин приходится на 15-25 лет, у женщин - на 25-35 лет. Смертность больных шизофренией в среднем в 2 раза выше, чем у тех, кто не страдает этим заболеванием.

Финские ученые провели исследования с целью выяснить, имеется ли связь между ростом и весом новорожденного и риском развития шизофрении в более зрелом возрасте. В ходе обследования 7 тысяч человек было установлено, что малый рост при рождении (до 49 см) и худоба в период до 7 лет являются основными факторами риска развития шизофрении.

Исследования пациентов, страдающих эпилепсией, показали, что припадок начинается задолго до появления первых симптомов. Признаки приближающегося припадка можно различить по электроэнцефалограмме заранее - от 10 минут до начала припадка до нескольких часов до него. Компьютерный анализ изменений электроэнцефалограмм позволяет предсказывать не только сам факт приближения припадка, но и оценивать его силу.

Шизофренией страдает в среднем каждый сотый житель планеты.

Наша справка

6-я детская психиатрическая больница была создана еще в прошлом веке как приют для детей идиотов и эпилептиков на средства купцов Медведниковых. После революции здесь разместились детские корпуса больницы Кащенко. С 1963 года она вновь становится самостоятельным медицинским учреждением. Сегодня это единственная в столице детская психиатрическая больница на 510 коек, где в 12 стационарных отделениях проходят лечение дети и подростки от 3 до 17 лет. При больнице функционирует общеобразовательная школа, так как лечение, как правило, длительное, в среднем 50 дней.

Смотрите также: