ЗАПАДНЫЕ исследования показывают, что фальсификация начинается с имитации: изготовить подобие гораздо проще, чем штамповать продукцию, как две капли воды похожую на оригинал.
Что такое имитация, проще понять через отвлеченный пример. На продовольственных и других рынках продаются магнитофоны и электрические чайники со странными надписями - "Panasony", "MoulenX", "Tefa" и так далее. Несложно заметить, что это всемирно известные названия, но слегка измененные. Такая продукция и называется имитацией. Никто не знает, как долго проработают эти приборы, однако покупателей они привлекают относительно низкой ценой.
По тем же канонам изготавливаются имитации на лекарственном рынке. Кроме созвучного имени производитель использует похожую цветовую гамму в оформлении упаковки или бутылочки. В этом нет ничего противозаконного - ведь никто не имеет права собственности на использование цветов радуги. В результате в продаже появляется нечто в коробочке, по цвету напоминающей известный препарат. С расстояния трех метров оригинал и имитация покажутся одним и тем же препаратом. С расстояния 30 см станет видно, что один из них стоит гораздо дешевле.
Как ни странно, имитации могут быть юридически зарегистрированы. При регистрации фирма-имитатор обычно козыряет документами оригинальных исследований. Где берет - неизвестно, но факт остается фактом.
Понятно, что оригинальные документы не гарантируют оригинального лечебного действия: на сарае, извините, тоже написано. Когда потребитель клюет на внешние сходства, он фактически вводится в заблуждение, поскольку искренне ожидает от имитационного препарата заявленных свойств. Между тем истинный состав, уровень эффективности и безопасности таких лекарств неизвестны.
Порой доходит до курьезов - оригинальный препарат уже снят с производства как устаревший, а подобия продолжают множиться. Так получилось с известным французским лекарством Эссенциале Форте, регистрация которого прекращена в марте 2000 года. Тем не менее в аптечной сети до сих пор встречается его "аналог" "Эссливер Форте", произведенный индийской компанией "Наброс". В России, понятное дело, нет недостатка в людях, страдающих циррозом, гепатитом и прочими заболеваниями печени, и "Эссливер" стал активно раскупаться. Когда выяснилось, что лечебного эффекта нет, тень пала не на "Наброс", а... на российскую компанию "Нижфарм", которая занималась распространением препарата на нашем рынке. Распространением официальным: "Эссливер" был благополучно зарегистрирован Минздравом.
Рассказывает Жак Фарж, генеральный директор "Авентис Фарма":
- Совершенно очевидно, что "Эссливер" никогда не был бы зарегистрирован в таких странах, как, например, Франция или Германия, - это невозможно. В России такое произошло только "благодаря" несовершенству закона.
- Рядовой россиянин видит это иначе: "Нижфарм" продает подозрительное лекарство. Минздрав дает этому обману зеленую улицу...
- Из-за пробелов в законодательстве Министерство здравоохранения само оказалось пострадавшей стороной: учреждение, призванное охранять здоровье, разрешило продажу непроверенного препарата. В России должны быть пересмотрены действующие правила регистрации. Пересмотрены и подняты на международный уровень. В противном случае ситуация будет повторяться.
- Препараты "Авентиса" часто копируют - только вокруг Эссенциале Форте вращалось полдюжины имитаций. Вы не боитесь, что потребитель во избежание неприятных сюрпризов предпочтет не связываться даже с оригиналом?
- Потребитель должен знать о существовании фальсификаций. Чем больше будет открытой информации, тем лучше. Человек непросвещенный купит имитацию, проведет курс "лечения" и затаит обиду на врачей: лекарство не помогло. Человеку информированному будет достаточно одного взгляда на копию, чтобы ее не купить. А люди, работающие в органах контроля, должны знать еще больше: виды подделок, способы и так далее - это же входит в понятие "компетентность". Тот же "Наброс", например, предлагал "Нижфарму" "Эссливер" в качестве дженерика. Почему никого не насторожило, что дженерик имеет явные внешние сходства с оригиналом? А состав этой копии, который не имеет ничего общего с оригинальными исследованиями? Действующее вещество - эссенциальные фосфолипиды - там просто отсутствует. Вместо этого капсулы заполнены лецитином и витаминами.
Про отсутствие лечебного воздействия понятно. Но и витамины не так безобидны. Они, кстати, содержались и в нашем препарате "Эссенциале Форте". Клиническая практика показывает, что в случае длительного лечения существует риск гипервитаминизации. Именно поэтому нами был создан Эссенциале Н - лекарство для монотерапии. Витаминный комплекс в нем отсутствует, так что опасность передозировки витаминами исключена. Об Эссенциале Н знают и аптеки, и больницы, и дистрибьюторы. Вкратце: лекарство защищает и восстанавливает клетки печени, его назначают при токсикозах беременности, при отравлениях, при обострениях псориаза.
- А витамины больше не нужны для здоровья?
- Витаминная терапия должна проводиться отдельно, в индивидуальных дозировках.
- В какие еще страны компания "Наброс" поставила свою копию?
- "Эссливер" - только в Россию. В каждой стране преобладают конкретные заболевания. Это не дело рук фармацевтических компаний, это объективный факт. В США, например, больше всего людей с сердечно-сосудистыми проблемами. В России живут люди, страдающие болезнями печени. Поэтому и поддельные гепапротекторы будут направляться в Россию. Второй вариант - в Китай, хотя среди китайцев патологии печени распространены не столь широко.
Смотрите также:
- "Оборотная сторона" таблетки: мифы о лекарствах →
- Побочные эффекты: страшно или неизбежно →
- Гомеопатия - это здоровье →