Этот малыш не признает "несерьезных" занятий вроде детских игрушек или классических мультиков, а предпочитает изучать атлас мира и собирать автомобили из журнала "Lego Technics", которые не всегда по силам быстро собрать даже взрослым мужчинам. Живет он в общежитии при военном университете вдвоем с мамой. Болен сахарным диабетом, и только инсулин и забота близкого человека помогают ему держаться. "Марк" - первое, что уверенно произнес мальчик. "Я собираюсь стать президентом. Мне 6 с половиной лет".
- В самом деле?
- Я хочу помочь людям. На свете столько бедных, которым требуется помощь. Нужно поднять зарплату, избавиться от нищеты.
- А ты знаешь, как этого достичь?
- Я хочу быть президентом.
Он повторил это как заученный урок, с каким-то отчаянным упрямством.
- Какие политики тебе нравятся?
- Мне нравятся все коммунисты.
- Чем занимаешься в свободное от решения политических проблем время?
- Смотрю телевизор. Сам включаю и смотрю.
- Какие программы?
- "Зеркало", "Однако", программу Евгения Киселева, новости. Мне интересно, откуда они берут информацию. При просмотре у меня возникает мысль, и я ее исследую.
- А если ты о чем-то не знаешь или что-то тебе непонятно, у мамы спрашиваешь?
- У мамы или в словаре ищу. Если там не найду, иду в библиотеку.
Разговаривая со мной, ребенок отвлекся на лежащий на столе лист бумаги. Увидев, что ему интересен написанный на листе текст, я попросил его прочитать несколько строк. Он прочитал вслух абзац. Когда я спросил, почему несколько предложений написаны жирным шрифтом, а остальной текст - светлым, то он без запинок резюмировал: "Допущена небрежность - надо исправить".
- Когда ты научился читать?
- Я до трех лет не разговаривал. Мама беспокоилась за меня и много читала вслух. Показывала мне буковки, которые я изучал уже с двух лет. Потом мы обменивались записками. А когда я заговорил, то уже мог читать и писать.
- Какие книжки читаешь, сказки, наверное?
- Я предпочитаю научные книжки: историческую литературу, Древний Рим, Древнюю Грецию. Моя любимая книга - атлас мира. А еще увлекаюсь метеоритами.
- Ты где будешь учиться или уже учишься?
- Я прошел тестирование в школе при МГУ, и меня приняли. Из-за болезни пришлось много пропустить и теперь надо наверстывать.
Речь идет о курсах для особо одаренных детей при МГУ.
- Какие предметы тебе легче даются: математика, рисование, чтение?
- Люблю географию, поэтому часто ищу что-нибудь в атласе мира. А дается легко все. И математика, и физкультура, и рисование.
Считать Марк еще не умеет, знает лишь порядок цифр и может назвать их и написать.
- Ты не устаешь от такого количества информации?
- Нет, усталости не чувствую.
- Как ты общаешься со сверстниками? Легко находишь с ними общий язык?
- Да, легко. Я пытаюсь разговаривать с ними как обычный мальчик, но иногда получается как у взрослого. Я стараюсь скрывать свои интересы, общаясь с ними. Я считаю, что у меня - мои интересы, а у них могут быть их интересы.
- У тебя есть друзья?
- Да, у меня друзья - девочки. Но самый лучший друг - это моя мама.
Комментирует кандидат медицинских наук, детский психиатр Инна ШАШКОВА:
- Марк - типичный ребенок нашего времени: одинокий и безусловно неплохой. Мать его, конечно же, опекает, потому что он один и потому что у него хроническое заболевание. При этом она оказывает на него сильное влияние. На мальчика воздействует и сама среда обитания. Его отвлеченные интересы - защитная реакция на материнскую опеку. Со сверстниками ему больше общаться надо. И гармонично развиваться, а не так, как сейчас, слишком односторонне. То, что он серьезен и даже внешне суров вопреки возрасту, свидетельствует о невротической депрессии. У мальчика есть некоторые интересы по невротическому типу: к примеру, уход от реальности. Таких детей много. В Америке даже функционирует институт депрессии для детей до 3 лет, где изучают эти проблемы. А у нас депрессии вроде бы не существует... Сказанные им в интервью газетные фразы - это не его фразы, а матери. Ясно, что за ними ничего не стоит. И это хорошо, ведь ему только 6,5 лет. Ничего и не должно стоять. А программы "Зеркало", "Однако" - наверняка ими интересуется мать, и это индуцируется в ребенке. Я вижу, что он неплохо развит для своих лет, но ничего выдающегося не нахожу. Читать многие дети сейчас начинают с 3-4 лет. А то, что он не умеет считать, а знает лишь порядок цифр, указывает на его самый обычный, средний уровень развития. Согласно статистике, с опережением в развитии сейчас идут 12-15% детей, тогда как отставанию подвержены 30%.
Комментирует доктор народной медицины Сергей МАКЕЕВ:
- Я принимал у себя этого мальчика. Беседовал с ним. У него, на мой взгляд, очень хорошо развит фактор предвидения от рождения. В то время, когда какой-нибудь другой человек обычно планирует на день, на два, в крайнем случае на год вперед, - этот мальчик способен планировать на 3 года вперед, а то и более. Когда с человеком общаешься, то его чувствуешь. Видишь, на что он способен в дальнейшем. Сама мысль - она или развита, или где-то останавливается. У Марка она обоснованна и идет из глубины. И что поразительно - все, что он говорит, кажется реальным. Взять хотя бы его способность анализировать ситуацию, анализировать себя и делать на основании этого весомые для его возраста заявления. Безусловно, не стоит умалять бесценную роль матери в его развитии, но сам фактор того, что мальчик говорил мне по поводу Галактики, Вселенной, что из чего и из каких миров состоит, наталкивает на мысль, что мама вряд ли бы могла это знать. Беседуя с ребенком, я понял, что у него имеются задатки лидера. Его слушаешь, за ним хочется идти.
Смотрите также:
- С года до 2 лет. "Все понимаю, а сказать не могу" →
- Почему ребенок ворует? →
- Если ребенок не видит →