Для того чтобы заглянуть в душу ребенка, психологи часто используют рисуночный тест - просят нарисовать дом, дерево, человека, семью. Но оказывается, что однозначно судить о ребенке по его рисункам нельзя.
"Оценки могут оказаться ошибочными", - утверждает педагог-психолог психологического центра "Исток", доцент кафедры педагогики и психологии МГУЛ Елена Владимировна КЛИМАЧЕВА.
- ВОТ, например, одна из студенток, взявшись анализировать детский рисунок на тему "Моя семья", где домочадцы были изображены в автобусе с отвалившимся колесом, немедленно заявила, что семья стоит на грани полного краха. Ну действительно, что еще может ждать пассажиров автобуса, потерявшего колесо?
Но опытный-то специалист знает, что сначала нужно спросить ребенка, из-за чего произошла такая неприятность. А мальчик сразу выложил, что вчера ему купили игрушечный автобус, и колесо у него сразу же отвалилось. А семья у мальчика оказалась вполне благополучной. Другая студентка пришла в ужас от рисунка, где в качестве главных членов семьи фигурировали котенок и попугай. А оказалось-то, что малышу подарили их на день рождения не далее как вчера, и он просто переполнен впечатлениями!
Таких примеров - множество. Ребенок может изобразить сцену из мультика, которая произвела на него особо сильное впечатление или, скажем, лопатку, которой полчаса назад стукнул его соседский мальчишка. Поэтому если вам хочется лучше понять своего ребенка с помощью рисуночного теста, без разговора с ним тут не обойтись. Каким должен быть этот разговор?
Пока ребенок рисует - никаких подсказок! Руководить и напоминать будете в другой ситуации!
Не делайте никаких критических замечаний! Если ребенок "забыл" изобразить кого-либо из членов семьи, это надо просто принять к сведению, присмотреться к его взаимоотношениям с этим человеком. Ведь наша цель - не рисунок улучшить, а реальную ситуацию, в которой оказался ребенок. Ни в коем случае не выговаривайте: "Бабушка тебя так любит, а ты ее не нарисовал! Да как тебе не стыдно?" Таким путем вы ничего не узнаете о ребенке, а вот ребенок лишний раз убедится, что свои чувства лучше держать при себе.
Обращать внимание стоит не только на отсутствие чьего-либо портрета, но и на наличие перегородок или ячеек - это, как правило, говорит об отчужденности между членами семьи.
Чтобы информация получилась более полной и разносторонней, можно попросить: "Нарисуй свою семью, где каждый занимается своими обычными делами" или "Нарисуй, какой была бы твоя семья, если бы ты был волшебником". Тут у вас появится больше поводов для разговора, ведь о каждом из членов семьи можно спросить, что он делает, что он любит, что он чувствует, о чем мечтает и т. д. Забудьте на некоторое время, что речь идет о вашей собственной семье и расспрашивайте так, будто ничего не знаете об этих людях. Вы узнаете массу интересного! Большая голова у фигурки на рисунке может означать далеко не один только "развитый интеллект", но также и высокую значимость интеллекта в семье и одновременно трудности в учебе ребенка. А может быть связана с травмой головы или головными болями. То же касается и других деталей. О каждой можно задать дополнительный вопрос. Но если вы спросите "в лоб", почему, например, нет рук, то вряд ли получите содержательный ответ. Лучше сформулировать иначе: "Что любит делать этот человек?", "Чем он занимается?", "Кто ему помогает?". Положение рук важно и при изображении семьи. Они могут быть протянуты друг к другу, что говорит об эмоциональной связи, подняты вверх в виде приветствия или же, например, заняты оружием или банкой с пивом. Если жест непонятен вам - спрашивайте!
Если ребенок "забыл" нарисовать самого себя среди членов семьи, не надо ему напоминать. Лучше спросить: "А где ты сейчас?", "Что ты делаешь?", "Что ты об этом думаешь?", "Какое у тебя настроение?" Не так уж часто мы задаем детям такие вопросы, а наверное, зря...
Интересно
Что слышит младенец в утробе матери? Ученые говорят, что в речи матерей, желающих "поговорить" со своим малышом, должно быть больше гласных звуков. В ходе экспериментов выяснилось, что гласные звуки лучше проникают внутрь живота беременной женщины из-за того, что имеют более низкую частоту, чем согласные. Кстати, ранее ученые сообщили, что неродившиеся дети узнают голос мамы.
Кстати
Большинство маленьких детей придумывают себе друзей, а некоторые продолжают "играть" со своими вымышленными товарищами даже в возрасте 7-8 лет. Ученые опросили больше 150 детей в возрасте от 3 до 4 лет и обнаружили, что примерно у 65 процентов из них действительно есть вымышленные друзья. Это были либо их сверстники (обычно того же пола), либо животные - белки, слонята, щенки или котята.
То, что ребенок придумывает себе друга, вовсе не означает, что у него что-то не в порядке с психикой, с помощью своей фантазии он просто уходит от скуки повседневной жизни, находя способ заполнить ее вымышленным общением и играми. А это только способствует его развитию, считают специалисты.