Год с налогом на лекарства

   
   

28 декабря 2001 года президентом был подписан закон об НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Весь прошлый год мы прожили в условиях 10%-ного НДС-тарифа. Что это дало предприятиям, государству и населению?

ПРИ ОБСУЖДЕНИИ закона в 2001 году противники НДС говорили, что в большинстве развитых европейских стран фармацевтическая отрасль имеет льготы и прежде всего по НДС: либо ставка нулевая, либо меньшая по сравнению с другими отраслями (не больше 6%). Они полагали также, что с введением этого налога на лекарственные средства начнет увеличиваться нелегальный рынок поставок лекарственных препаратов, который будет активно конкурировать с легальным. Эта конкуренция приведет, во-первых, к потере рентабельности крупных распространителей фармацевтической продукции. Во-вторых, ударит по отечественным производителям, поскольку они как законопослушные предприятия будут платить налоги, а нелегалы не будут, соответственно, последние будут иметь возможность продавать свой товар дешевле. Население в результате получит увеличение цен и столкнется с ростом фальсифицированной продукции.

Сторонники введения НДС, говорили, что необходимо уравнять все отрасли по выплате налогов. Кроме того, по их мнению, у многих производителей заложена прибыль до 500%, торговая наценка составляет от 70 до 100%. Так что, чтобы не повышать цену своих товаров на рынке, предприятия за счет своей собственной прибыли заплатят НДС.

Каков же итог?

По данным Госкомстата России, цены на медикаменты в январе 2003 года по сравнению с январем 2002 года увеличились на 10,6%. Причем, только в январе 2002 года по сравнению с декабрем 2001 года рост цен составил 5,2%. В ряде регионов в рознице цены выросли на 30-40% (Сахалинская область), а на оптовом рынке закупок - до 20-25% (Читинская область).

Николай ГЕРАСИМЕНКО, председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья и спорту, недавно обнародовал заключение Счетной палаты, которая проверила, как повлиял налог на добавленную стоимость на лекарства. По ее данным, введение налога привело к снижению производства и реализации лекарственных средств отечественного производства, уменьшению прибылей, а значит, и уменьшению собираемых налогов. Произошло вытеснение отечественного производителя с рынка лекарственных средств В 10 раз увеличились убытки наших отечественных предприятий.

В 2002 году смертность в России увеличилась на 76,9 тыс. человек. При том, что никаких видимых причин для такого скачка не было, Николай Герасименко считает, что свою роль в этом сыграло и увеличение цен на лекарственные средства: многие оказались просто не в состоянии приобрести нужные препараты.

Рост цен на лекарства в прошлом году составил около 15%. Александр Апазов, президент ассоциации "Росфарма", видит основную причину роста цен именно в введении НДС, при том, что, конечно, свою роль сыграли и инфляция, и подорожание энергоносителей, и прочее.

Вадим ЯКУНИН, председатель совета директоров ЦВ "Протек", считает, что только по "серым" каналам произошло увеличение нелегальных поставок в два раза. Нелегальный рынок товаров уже сейчас у нас составляет около 15%. К этому мы пришли буквально за 1-1,5 года. Если все будет продолжаться такими темпами, очень скоро мы будем просто бояться покупать лекарства.

Легально ввозимые лекарства - это те, что идут от зарубежных производителей напрямую к дистрибьюторам. На границе берется пошлина 10%, налог на добавочную стоимость 10% и таможенные пошлины. То есть при транспортировке через границу стоимость препаратов уже увеличивается на 20-30%. При "серой" схеме поставка идет от офшорных компаний, происхождение продукции не всегда известно, так как она поступает не от производителя, а тоже от какой-то офшорной компании. Цена товара занижается в 10 раз, при прохождении через границу соответственно в 10 раз уменьшается уплата по налогам и сборам. На рынок же продукция выходит по нормальной цене. Обычно впрыскивание нелегальных лекарств происходит с легальной продукцией, то есть часть продукции поступает непосредственно с завода, дальше идет подмена документов, под эту серию продукции подделывается фальсифицированная продукция, смешивается партия и идет в Россию. Разобрать, где фальсификация, где нормальный товар, может уже только потребитель.

В результате население мало того, что "лечится" в лучшем случае, глотая мел, оно теряет доверие к фармацевтической продукции и начинает думать, а стоит ли принимать лекарства, что отражается на профилактике в том числе.

Если государство не будет решать проблему, то рынок нелегальных лекарственных препаратов может дойти до 20-25%. Все специалисты знают, кто является крупнейшими поставщиками нелегальной фармацевтической продукции в Россию, тем не менее они работают. Ни одно уголовное дело не было заведено против оптовых компаний, которые ввозят нелегальные лекарственные препараты в Россию, ни у кого не отобрана лицензия.

Наше производство тоже ничего не выиграло от введения НДС. Юрий Тихонович КАЛИНИН, президент ассоциации производителей лекарств: "Начиная с 2002 объемы стали падать, с 12 до 26% снизился объем выпускаемой продукции. Если в 2001 г. прибыль отечественных предприятий составила около 3 миллиардов, то в 2002-м меньше полутора миллиардов. Около 50% предприятий убыточно, и падение продолжается. Силы неравны в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Иностранные компании берут у своего государства кредиты под 3-5%, а мы - под 20-30%. В итоге мы вынуждены уменьшать объемы производства. Если, по разным оценкам, на нашем рынке сегодня 30-35% лекарств отечественного производства, то завтра будет 20%, а значит, мы вообще не сможем конкурировать. Правительство должно принять срочные меры, чтобы остановить производство".

Членами Комитета по охране здоровья и спорту подготовлен проект федерального закона, предусматривающего отмену НДС на лекарства. В весеннюю сессию он должен быть вынесен на пленарное заседание Государственной думы. Правительство дало на него отрицательное заключение...

Разница в цене на один и тот же препарат в разных аптеках может достигать 4-5 раз.

Смотрите также: