Пасхальные хлопоты (07.04.2004)

   
   

Всего несколько дней осталось до завершения Великого поста. В ближайшее воскресенье все православные христиане будут отмечать свой главный праздник - Светлое Христово Воскресение, или Пасху. Однако расслабляться пока рановато. Идет самая строгая, Страстная неделя Великого поста. В память о последних днях земной жизни и страданиях Иисуса Христа по церковному уставу предписано в предстоящие два дня - пятницу и субботу - полностью воздерживаться не только от всякой пищи, но и от воды. Сегодняшний же день, так называемый чистый четверг, следует провести в пасхальных хлопотах.

ОБЫЧНО в чистый четверг наши предки совершали обряд омовения. Считалось, что соприкосновение в этот день с водой принесет человеку силу и здоровье на весь год. Поскольку вода для омовения должна была быть непременно проточной, глухой ночью со среды на четверг шли бабы на речку с ведрами и кувшинами, черпали воду на восходе солнца и, невзирая на погоду, обливались перед домом сначала сами, а потом будили мужа и взрослых детей и также заставляли их обливаться. Маленьких детей мыли в теплой воде.

Кроме того, еще до выхода из дому на реку женщины пряли в темноте катушку ниток, скрученных в обратную сторону. После совершения обряда омовения этими нитками перевязывали руки на запястьях, ноги на щиколотках и поясницу, чтобы весь год не болеть. Обычно эти нитки носили не снимая до тех пор, пока они не изотрутся.

Обязательным было и купание в бане. Причем в баню старались сходить еще до восхода солнца. Умываться в чистый четверг было принято с серебра. Для этого в кувшин с водой накануне в среду вечером клали серебряную монету.

Хозяйки по традиции занимались в чистый четверг генеральной уборкой: чистили дом, двор, огород от накопившейся за зиму грязи, тщательным образом мыли полы, окна, стены, украшали избу, расстилали чистые праздничные половики, развешивали красивые полотенца и занавески. "Если в чистый четверг чистоту да порядок кругом наведешь, весь год в чистоте проведешь", - говорили они.

Сугубо великочетверговым делом было приготовление четверговой соли. Обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Пережженную соль толкли и просеивали. Крестьяне были убеждены, что приготовленная таким образом соль очищалась от всякой скверны и наделялась целебными свойствами. Великочетверговую соль хранили в течение года и использовали исключительно в качестве лечебного средства во время болезней. Ею же солили освященные пасхальные яйца.

В пятницу женщины приступали к стряпне. В зажиточных семьях жарили и варили мясо, рыбу, пекли куличи и пасхи. Бедняки позволить себе такой роскоши не могли. Но поскольку с древних времен Страстная седмица выделялась особыми делами благочестия и благотворения, было принято помогать сирым, нищим и убогим. В страстную пятницу нередко можно было видеть баб, разносящих по домам бедняков различные припасы. В домах стояли ароматы свежеприготовленных пасхальных блюд. Не притронуться к ним было великим искушением.

Субботу на Страстной седмице в народе называли красильной. В этот день обычно красили яйца, используя для этого луковую шелуху. Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 гг. до н. э.). В день его рождения одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 г. у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся сказал, что Иисус воскреснет на третий день после казни. На это хозяин дома ответил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Крашеные яйца, а также пасхи и куличи было принято освящать в храме. Считалось, что при этом пасхальные яства наделяются сверхъестественной силой и могут помочь православным христианам в трудные минуты. Наши предки свято верили в то, что при помощи пасхального яйца можно получить облегчение от всех болезней и напастей, защитить свое жилище от пожаров и воров. Как правило, все пасхальные хлопоты заканчивались к вечеру Великой субботы, и народ спешил в церковь на всенощное бдение.

Храмы во время пасхальных богослужений украшались цветами, повсюду горело множество свечей. На протяжении всей пасхальной недели были широко открыты Царские врата, что символизировало отсутствие преграды между небом и землей. В день Пасхи, после утрени, ровно в 12 часов все присутствующие в церкви на богослужении осеняли себя крестным знамением, а затем под звон колоколов и радостные дружные возгласы "Христос воскресе!" начинался процесс христосования.

После окончания литургии прихожане выходили из церкви и выстраивались в два ряда с куличами и пасхами на руках в ожидании причта. Причт, выйдя из церкви, кропил куличи и пасхи святой водой и христосовался с прихожанами. После этого ритуала крестьяне обычно посещали кладбища, оставляя на могилах родителей освященную пасхальную еду, а затем все спешили домой - разговляться.

Пасхальный стол обычно ломился от яств. Чего тут только не было! Безусловно, почетное место в центре стола занимала пасха, на которой из цукатов были выложены две буквы - ХВ. По обе стороны от нее размещались два кулича, украшенные красными бумажными розами. Между ними - гора красных яиц. А вокруг - всевозможные блюда из свинины, баранины, индейки, телятины, зайчатины, фаршированные ягнята, различные окорока, ветчина, сосиски, колбасы, несколько сортов водок и наливок...

После более чем 40-дневного ограничения в еде удержаться от такого соблазна было невозможно. Неслучайно многие, разговляясь по полной программе, испытывали серьезные проблемы с желудком и не только с ним. Как тут не вспомнить одного из чеховских героев, для которого пасхальная трапеза окончилась весьма трагически!

Вот как описывает классик этот печальный случай: "Надворный советник Семен Петрович Подтыкин положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубочку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот... Но тут его хватил апоплексический удар".

К сожалению, нечто подобное случается и в наши дни. Многие выдержавшие строгий Великий пост христиане забывают о том, что образ жизни и рацион питания нужно изменять очень осторожно. После Великого поста привыкать к скоромной пище, то есть разговляться, надо постепенно.

Если все-таки вам не хватило силы воли, чтобы не переесть, имейте в виду, что нормализовать процесс пищеварения вам поможет обыкновенный лимон. Хорошим желчегонным средством является черный перец, поэтому во избежание нежелательных последствий во время пасхальной трапезы щедро посыпайте им рыбные и мясные блюда. Ни в коем случае не запивайте жирную пищу никакими (особенно сладкими) газированными напитками. Вместо них лучше заранее приготовьте и поставьте на праздничный стол настой шиповника, клюквенный морс, напиток на мяте или бруснике.


В Пасху не следует набрасываться на еду и сметать с пасхального стола все подряд. Желудок, который уже отвык от тяжелой, обильной пищи, может не справиться с такой нагрузкой. Поэтому, дорвавшись до пасхальных деликатесов, держите себя в руках. Не объедайтесь. Старайтесь попробовать всего помаленьку. Не забывайте о том, ради чего вы постились, и сохраняйте как можно дольше достигнутое в дни Великого поста торжество духа над плотью. Это поможет вам обуздать все ваши не соответствующие христианской морали страсти, желания и привычки в повседневной мирской жизни.

Смотрите также: