Тяжелые последствия от "легких" наркотиков

   
   

О том, что такое "легкие", или "клубные", наркотики, каково их действие, столь ли они безопасны, как некоторые считают, - мы попросили рассказать Ирину Борисовну ЛЕОНОВУ, члена Российской профессиональной психотерапевтической лиги (РППЛ), директора медико-психологических программ Фонда социального оздоровления семьи "Логрус".

Танцы без упаду

В ПОСЛЕДНИЕ годы в общественном сознании укоренилось деление наркотиков на "легкие" и "тяжелые", с моей точки зрения, абсолютно недопустимое. К "легким" наркотикам относят препараты конопли - канабиноиды (гашиш и марихуану), амфетамины и метамфетамины. А к так называемым клубным - амфетамины, МДМА ("экстази") и кокаин, который никак нельзя назвать "легким".

Начнем с амфетаминов и МДМА. Именно эти препараты наиболее распространены среди подростков и молодежи, которые не считают их употребление опасным для себя и создают таким образом серьезную угрозу для своей жизни.

Амфетамин (отечественный аналог фенамин) относится к группе стимуляторов. Эти вещества способны вызвать необычный душевный подъем, стремление к деятельности, устранить чувство усталости, придать бодрости, необычной уверенности в своих силах и способностях, даже бесстрашие. Повышенный психический тонус сочетается с возбуждением, тревожностью, постоянной настороженностью, подозрительностью к происходящему вокруг.

Побочными эффектами становятся бессонница, угнетение аппетита, учащенное сердцебиение, зачастую с нарушениями сердечного ритма, повышение артериального давления, появление мышечной дрожи.

Что касается МДМА, или "экстази", то этот препарат относится к группе метиловых амфетаминов, которую клинически часто объединяют с серотониновыми галлюциногенами. До 1985 г. МДМА не был классифицирован как наркотик и продавался легально в США и некоторых странах Западной Европы. Лишь в 1985 г. было доказано его разрушающее действие на мозг, и он был запрещен.

Во время войны амфетамин давали американским летчикам и морякам как средство для снятия усталости, борьбы с сонливостью и повышения бдительности во время несения службы.

Массовое распространение амфетамина среди японских подростков в 50-е годы оказалось началом "эпидемии подростковых наркоманий" второй половины ХХ столетия. Из Японии эпидемия распространилась в США (возможно, с демобилизованными солдатами), а затем в Европу. Особенно подверженными ей оказались Англия и Швеция. Амфетамин как средство, снимающее усталость и повышающее активность, оказалось особенно привлекательным для подростков по двум причинам. В конце 50-х - начале 60-х годов в США стали модными "all night dance" - "танцы всю ночь" в специальных клубах (отсюда название "клубные" наркотики).

Танцевали рок-н-ролл, твист, шейк, то есть танцы, требовавшие большой физической нагрузки. Амфетамин позволял быть на высоте и опережать других в выносливости. Другой причиной было широкое распространение в те же годы подростковых банд, устраивающих кровавые побоища друг с другом за обладание территорией.

В итоге к середине 60-х годов в Англии и Швеции от 18 до 28% подростков употребляли амфетамин, а в США он распространился "без различия регионов" и "классов". В 70-х годах употребление амфетамина подростками на Западе пошло на убыль, сменившись другими наркотиками. В СССР фенамин оказался малодоступным подросткам. Другие препараты этого рода, ранее применявшиеся для подавления чувства голода при лечении ожирения, вообще были изъяты из употребления.

"Вторая амфетаминовая волна" была связана с развитием рейв-культуры уже в середине - конце 80-х. Эта волна "накрыла" Россию к началу - середине 90-х. Она же принесла на своем гребне "экстази".

Все препараты амфетаминового ряда крайне опасны, причем как для самих употребляющих, так и для окружения и общества в целом.

Амфетамин по своему строению близок к адреналину, но его действие существенно отличается. При приеме внутрь больших доз амфетамина или его внутривенном введении развивается амфетаминовое опьянение, или интоксикация.

Первая фаза при внутривенном введении - "приход" - характеризуется душевным подъемом, чувством телесного комфорта, необыкновенной ясностью и красочностью всего окружающего. Это состояние длится от нескольких минут до получаса. Вместе с тем начинают нарастать беспокойство, тревога, подозрительность. Так исподволь развивается вторая фаза - собственно амфетаминовое опьянение (при пероральном приеме первая фаза отсутствует, опьянение развивается через 15-20 минут после употребления). В этой фазе исчезают чувство усталости и страх, человек становится способным на отчаянные и опасные поступки. Резко возрастает агрессивность - не только спровоцированная, но и инициативная.

После приема внутрь амфетамина в больших дозах и особенно после внутривенных вливаний часто возникают бредовые идеи отношения и преследования. Это приводит к нападению на мнимых преследователей, жестокому насилию по отношению к случайным людям.

В потолке открылся люк - ты не бойся, это глюк

НА ВЫСОТЕ опьянения описаны также различные галлюцинации - слуховые и тактильные (осязательные). Человек резко вздрагивает, как от окрика, озирается или начинает чесаться, что-то с себя сбрасывать, давить и бить якобы ползающих по телу насекомых. Амфетамин резко подавляет аппетит и потребность во сне. После приема больших доз в течение двух, а то и трех суток человек не ест и не спит.

"Экстази", кроме того, вызывает потребность двигаться, описаны случаи многочасовых сложных стереотипных движений, которые совершались в состоянии транса. Выявляется множество неврологических и соматических (телесных) нарушений: расширение зрачков с ослаблением реакции на свет, сходящееся косоглазие с нарушением зрения, мышечная дрожь, тризм (судорожное сведение челюстей), повышение артериального давления, сердцебиение с нарушениями сердечного ритма, рвота. При передозировке возникают боли в груди, напоминающие стенокардию, обмороки, тяжелые аритмии, которые часто служат причиной остановки сердца и смерти.

"Экстази" добавляет к этому страшному перечню резкое нарушение теплообмена с повышением теплопродукции - проливной пот, подавление жажды, что на фоне неконтролируемой двигательной активности приводит к перегреванию и обезвоживанию организма. Особенно опасно это для подростков, в организме которых еще не полностью сформировались компенсаторные механизмы. Нередко уже после первого приема "экстази" они погибают от острой почечной недостаточности или отека головного мозга. Если опьянение не сопровождается тяжелыми осложнениями, то наступает следующая фаза - постинтоксикационное состояние, или амфетаминовое похмелье. Причем чаще всего это происходит внезапно, как перелом ("crash"), - подъем сменяется мрачно-угнетенным настроением, раздражительностью, озлоблением, чувством невыносимой усталости и изнеможения, тревогой, внутренним беспокойством, из-за которого, несмотря на усталость, без снотворного невозможно уснуть. Это побуждает к злоупотреблению уже не одним, а несколькими веществами.

Зависимость от амфетаминов возникает очень быстро, иногда уже после первого употребления. В первую очередь это связано с желанием вновь и вновь испытать необычные ощущения при

опьянении, позже к этому добавляется стремление избежать похмелья.

Быстро накапливается "опыт", прием амфетамина сочетается с приемом снотворных и транквилизаторов, что формирует уже осложненную зависимость.

Амфетаминовые наркомании в большинстве случаев характеризуются периодичностью, напоминающей запои при алкоголизме.

"Эксцессы по уик-эндам", особенно у подростков, были описаны в конце 60-х годов в Англии.

В пятницу вечером детки исчезают из дома и возвращаются только к вечеру в воскресенье в состоянии изнеможения и дисфории - раздражительными, агрессивными - к родным, особенно к матери. Такое состояние длится 1-2 дня. В течение недели амфетамин не принимают и продолжают учебу, а в уик-энд все повторяется.

Хеппи-энда не будет

БОЛЕЕ тяжелую форму представляют собой так называемые шведские циклы, или binging, что дословно означает "кутеж". Во время такого 2-3-суточного "кутежа" многократно, практически каждые 2-4 часа, внутривенно или перорально вводятся большие дозы амфетаминовых препаратов, суточная доза, таким образом, в несколько десятков раз превышает высшую допустимую. В эти дни люди не спят, не едят, постоянно находятся на "взводе". Обычно подобный "бинджинг" сочетается с уголовно не наказуемыми правонарушениями и даже с криминальными действиями агрессивного характера. Чаще всего это кровавые драки между собой или жестокие нападения на случайных людей. В конце "бинджинга" доходят до полного изнеможения, часто с обмороками и серьезными расстройствами сердечно-сосудистой системы. Это состояние самостоятельно купируют приемом больших доз снотворных препаратов, в течение 2-3 суток отсыпаются и отъедаются, а затем начинается очередной "бинджинг". При такой форме зависимости у многих довольно быстро развиваются параноидные психозы.

Постоянное употребление сводится обычно к пероральному приему 1-2 раза в день, на ночь принимают снотворное или транквилизатор. Клиническая картина разворачивается медленно, незаметно: человек постепенно худеет, появляется склонность к гнойным и другим инфекциям, хронический фурункулез. У мужчин заметно падает сексуальная потенция, у женщин снижается половое влечение. Со временем нарастает агедония - ничто в жизни не способно доставить удовольствие, вызвать интерес. Люди становятся замкнутыми, постоянно держатся угрюмо-раздражительные настроения, разрушаются семейные и социальные связи.

Формируется выраженный абстинентный синдром, который представляет собой затянувшуюся от нескольких дней до 2-3 недель карту постинтоксикационного состояния: дисфория с мрачным настроением, озлобленностью, раздражительностью, внутренним беспокойством, потребностью "сорвать зло". Это усугубляется ощущением полного изнеможения и мучительной бессонницей. Возникает непреодолимое желание принять амфетамин.

Возобновление употребления приводит к развитию тяжелых психических осложнений - амфетаминовой спутанности и даже хроническим амфетаминовым психозам. Психозы проявляются стойким галлюцинаторно-параноидным синдромом. На фоне постоянной дисфории и страха развивается не только бред отношения и преследования, а нередко и бред физического воздействия (от гипноза и телепатии до ядерного облучения лазерными лучами).

"Экстази" даже при однократном приеме резко снижает содержание серотонина в головном мозге, серьезно нарушая его деятельность. Это проявляется депрессией, бессонницей, расстройством высших психических функций. Обратимость этих изменений, как и в случае других амфетаминовых нарушений, не доказана.

В итоге, познакомившись с действием этих веществ, их вряд ли можно назвать "легкими". Это очень опасные сильнодействующие наркотики, прием которых приводит к стойкой инвалидизации. С моей точки зрения, сама идея открыть широкий доступ к ним преступна. Сторонники этой идеи говорят, что официальная продажа, в частности, амфетаминов исключит попадание на рынок опасных для здоровья кустарных препаратов и устранит их криминальный оборот. Эти доводы кажутся мне крайне неубедительными. Во-первых, описанная мною страшная клиническая картина отражает действие именно официальных, то есть аптечных (фармакопейных) амфетаминов. Во-вторых, само их действие толкает на преступления. В-третьих, преступление (продажа в данном случае) не перестает быть таковым, если совершается не частным лицом, а государством.

Печальный список одурманивающих веществ насчитывает сегодня десятки препаратов как природных, так и синтетических. Последние десятилетия минувшего века отмечены снижением субъективной цены физического здоровья. Однако за почти 26 лет медицинской практики мне ни разу не встречался человек, пожелавший бы стать "дураком на всю жизнь". Может быть, хоть эта угроза заставит задуматься, что же происходит, когда возникает желание употребить наркотик, и человек вместо того, чтобы принять его, обратится за помощью к специалисту.

Смотрите также: