С диким визгом, на бешеной скорости из-за поворота выскочил обшарпанный "каблучок", резко притормозил, и под удивленные взгляды толпящихся у подъезда старушек из машины вышел батюшка, а за ним - несколько молодых симпатичных девиц.
"Ну, - степенно оправляя рясу, осведомился батюшка, - где усопшая?"
- Отец Михаил, было такое на самом деле или недоброжелатели байки про вас придумывают?
- Да, было дело, ездил на отпевание.
- А девчонки чего с вами делали?
- Как чего? Хор.
СОТЦОМ Михаилом, настоятелем одной из самых красивых церквей Смоленска, церкви Архангела Михаила, построенной в XII веке и устоявшей и при монголо-татарах, и при Наполеоне, и при фашистах, я встретился, чтобы разузнать, правда ли, что в славном городе-герое, с благословения митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, отпевают самоубийц. Батюшка начал повествование издалека:
- Жизнь наша с каждым годом становится все круче и круче. Человек не шибко верующий или не верующий вовсе запросто может заблудиться в этой жизни. Уволили его, к примеру, с работы, детям дома есть нечего, за квартиру платить нечем, газ отрезают, свет отключают, телефон обрывают, плюс ко всему воры влезли в квартиру, последние вещи вынесли - вот и дошел человек до грани. Взял и, недолго думая, в окошко сиганул. Или другому сказали - рак у тебя. Врачи крест поставили: ничем помочь не можем, иди домой, помирай. И он тоже в окошко - шасть. Верующий человек так никогда не поступит. Пойду-ка я в церковь, подумает он, помолюсь, исповедуюсь, причащусь. Да поразмышляю над своей жизнью: где согрешил, чем Бога прогневал. И вполне может статься, что через какое-то время врачи, махнувшие на него рукой, скажут: да у тебя, оказывается, братец, грипп был, а не рак. Не один, не два таких случая знаю. Многие ведь как живут? Только на свои силы полагаются. Я самый сильный, я самый здоровый, я все могу. Да чего ты можешь? Завтра палец прищемишь и будешь ходить как неживой или вообще с постели не встанешь. Язык на сторону откинешь - и все. Ну, так? Так. Верят в черных кошек, в пустые ведра, но не в Бога.
- Отец Михаил, мы же о самоубийцах собирались поговорить.
- А мы о чем говорим? Вот ты мне скажи: отрекись от Бога. А я тебе отвечу: с какой стати? Да мы все к нему придем рано или поздно. На медали времен русско-японской войны очень умные слова отчеканены: "Господь каждого вознесет в свое время". И не надо ни о чем волноваться. Сколько тебе Господь отпустит, сколько и проживешь. Ну, так? Смолоду-то мы прыгаем, скачем и чхать нам на все, а чуть становимся старше - начинаем задумываться, почему так, а не этак и что нас ждет в будущем.
- Ну почему же, я с детства задумывался...
- В детстве надо было в "чижика" играть. Раньше-то мы как жили? Школу окончил - хочешь, дальше учись, хочешь - работать иди. С голоду в любом случае не умрешь. А сейчас? Выучился даже - вот тебе свободный диплом, ступай на все четыре стороны, устраивайся, как сумеешь.
- Отец Михаил, так отпевают в Смоленске самоубийц?
- Второй час тебе об этом твержу, а ты никак понять не можешь. Неверующий человек, попав в безвыходную, по его разумению, ситуацию и наложивший в отчаянии на себя руки, не ведает, что творит. Таких людей отпевают в Смоленске еще с петровских времен. Ибо триста лет назад было смоленскому архиепискому откровение Божье, что можно таких людей поминать и отпевать один день в году, в Семик. И только в Смоленской епархии.
- С петровских времен? И по сей день это в силе?
- Да, до сих пор к этому дню присылают записки со всей страны.
- Вот так просто - было какому-то старцу откровение, и на основании этого наплевали на один из важнейших постулатов Церкви?
- Как это наплевали? Откровение от Бога, оно и в Африке откровение от Бога. Я вот тебе расскажу... Когда я в первый раз вошел в церковь Архангела Михаила: леса аж до купола, а это 37 метров, десять лет так стояли, гнить начали от сырости, кругом грязь, битый кирпич... И вот иду я по этой грязи, и вдруг как будто молния меня пронзила - здесь должен петь детский хор. К весне, к Пасхе, начались в церкви службы. Грязь мы к тому времени убрали, леса разгородили, хор профессиональный пригласили. Поверь, чем дальше поют, тем хуже. И в течение трех месяцев сошли вообще на нет. Ну не получается у профессионалов в нашем храме петь, хоть ты что делай. И я вспомнил об откровении. Собрали мы тогда детский хор, и стал он петь час от часу все лучше и лучше. И когда митрополит Кирилл на освящении церкви услышал, как они поют, он сказал: какой прекрасный хор.
- Все это здорово, отец Михаил, но при чем здесь самоубийцы?
- Я тебе сейчас скажу, при чем, ты ж не сбивайся с идеи. Этот хор сейчас поет в Успенском соборе. А мы взяли и создали второй детский хор, который поет не хуже первого. Вот что значит откровение Божье: должен петь детский хор - и все, хоть ты Киркорова приведи, ничего не получится. Точно так же и с откровением епископу Смоленскому относительно самоубийц. Понял теперь?
Прощаясь с отцом Михаилом, я не удержался, спросил:
- Отец Михаил, некоторые экстрасенсы, астрологи предрекают нам скорый конец света. Что вы об этом думаете?
- Да перестань ты глупости говорить. Все будет классно. Какие концы света? Щас вам.
Из "Настольной книги для священнослужителей", составленной преподавателем Харьковской духовной семинарии С. Булгаковым в 1900 г.
В ПРЕЖНЕЕ время в больших городах или в Москве был обычай совершать обряд погребения всех умерших несчастною смертью в четверг седьмой недели по Пасхе. Для этой цели за городом отводились особые места, называвшиеся убогими домами. На убогих домах устраивались сараи с одной большой могилой. Сюда свозились тела всех умерших насильственной или внезапной смертью и потому не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и таинствами Церкви. Здесь же полагались тела казненных, утонувших, сгоревших, замерзших, погибших от убийц, странников, нищих и вообще всех не принадлежавших ни к какому приходу и потому не нашедших себе места ни на одном из приходских кладбищ. В 1619 году патриарх Филарет приказал хоронить на убогих домах также тех, "которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят". Патриарх Адриан несколько ограничил это правило Филарета: "самоубийц и убитых за разбой и воровство не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу, или в поле без поминовения в Семик"T.
TСемик - четверг 7-й недели по Пасхе.