Ответить на этот, как многим кажется, сакраментальный вопрос согласилась практический психолог Маргарита Васильевна БУДАНОВА, которая уже много лет занимается проблемами детей, семейной психотерапией и создала свою программу именно с таким названием "Как понять ребенка".
- КАК ПРАВИЛО, с проблемами детей ко мне приходят родители. Жалуются, что мой ребенок такой-то и такой-то. Но когда проводишь диагностику, то часто оказывается, что это не проблемы ребенка, а проблемы самих родителей и семейной системы отношений в целом. Ребенок лишь дает симптом какого-то семейного неблагополучия. И часто нужно работать либо с родителями и детьми вместе, либо еще и отдельно с родителями. А программа "Как понять ребенка" - это, я считаю, система комплексной коррекции детско-родительских отношений. Это попытка психологического просвещения родителей, людей, которые работают с детьми, и всех тех, кому интересно понять себя, как они формировались в детстве, какие вещи повлияли на их собственное развитие. За годы работы я пришла к выводу, что масса семейных проблем и проблем в воспитании детей связана не с чем иным, как с простейшей психологической неграмотностью населения. Если бы люди знали самые простые вещи, то они в тех или иных семейных ситуациях сами бы не допустили развития конфликта. Так что моя программа - это профилактика.
Вот пример: приводит мама ребенка с задержкой психического и речевого развития и говорит, что он у нее невнимательный. Но мама просто не знает, что такое возрастная норма и какие нормы для того или иного возраста существуют. Ей кажется, что ребенок плохой. А ведь, рассказав маме или папе об этих нормах, ситуацию можно в корне изменить. Ведь когда в семье что-то не так, то с ребенком тоже что-то не так. И взрослым всегда проще найти крайнего, увидев в нем причину своих проблем. Крайним становится ребенок. Нередко отклонения в развитии и поведении ребенка (например, проблемы в общении или агрессия по оношению к окружающим) это его адекватная реакция на неадекватную ситуацию в семье, на такие же, но более глубокие проблемы, скажем, у мамы.
Как ребенок должен правильно и вовремя питаться, двигаться для нормального физического развития, так и для психического развития ему нужны необходимые условия в разные периоды жизни. В каком-то возрасте он должен быть ближе к маме, чувствовать ее ласку, заботу, знать, что его любят. В каком-то возрасте, например в период нормального детского негативизма - 2,5 - 3,5 года, он должен научиться говорить "нет", научиться отстаивать свою точку зрения. Если же его в этот момент "задавят", то он вырастет человеком, который всегда будет стараться подстраиваться под чужую точку зрения, будет искать руководителя по жизни. Если не удовлетворить вовремя потребность ребенка в общении, то у него в дальнейшем могут появиться отклонения.
Поэтому особенно в раннем возрасте нужно внимательно смотреть, насколько еще велики ресурсы компенсации того или иного дефекта в развитии через семейную систему отношений. Ведь любая личность - это продукт системы отношений, ее окружавшей и окружающей. То есть, прежде чем кидаться за таблетками, нужно попробовать исправить ситуацию своими силами.
В моей практике были случаи, когда привозили детей с такими выраженными проявлениями дезадаптации, что врачи готовы были поставить им психиатрические диагнозы, но благодаря нашим усилиям удавалось адаптировать их к нормальной жизни. Причем гораздо больше приходилось работать именно с родителями, мамами, решать их психологические проблемы.
То, что я хочу предложить вниманию читателей, можно назвать своего рода памятками для родителей, которые могут помочь им достичь взаимопонимания с собственным ребенком и, возможно, избавят от многих проблем с ним в будущем. Только не забывайте о том, что человека ничему нельзя научить, он может только сам научиться.
Смотрите также:
- Больной с тяжелым характером (14.10.2005) →
- Как уберечь ребенка от наркотиков? →
- Как на него повлиять? →