Родители обычно винят себя за тяжелую болезнь ребенка, даже если в этом нет их вины. И всячески потакают больному, не замечая, что долгая болезнь меняет характер. И часто не в лучшую сторону. Хотя не допустить развития неприятных черт можно было в самом начале, считает кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии АПК и ПРО Ольга КАРДАШИНА.
Гарцующие манипуляторы
Астматики активны, охотно общаются с людьми и часто меняют увлечения. Они любят обратить на себя внимание, артистичны и умеют работать на публику. Один мальчик в минуту откровенности сказал психологу: "Если приступ случается дома, я смотрю на себя в зеркало. Мне интересно, как я в этот момент выгляжу". Инфантильны, в обществе ведут себя как маленькие. Их психологический возраст обычно бывает моложе биологического на 2-3 года. Подростки, страдающие астмой, не любят задумываться, что будет завтра, они живут сегодняшним днем. Они эмоциональны и тревожны: "Только подумаю об уроке немецкого, сразу начинаю задыхаться". Но быстро понимают, что болезнь дает им некоторую власть над людьми. "Я знаю, как надо дышать, чтобы остановить приступ, на какие точки нажимать, но я не всегда хочу его останавливать. Если я попрошу сейчас у родителей велосипед, они мне его не купят. Но после приступа, когда родители готовы на все, чтобы мне помочь, самое время попросить у них велосипед", - откровенничал с психологом один маленький манипулятор. А другой, перейдя в новую школу, в первый же день объявил одноклассникам: "Со мной надо быть поосторожнее, у меня может случиться приступ".
Многие астматики пережили в раннем детстве сильный стресс, запустивший болезнь. У кого-то развелись родители, кто-то потерял любимую бабушку... Немало детей, страдающих астмой, имеют очень религиозных родителей, самых различных конфессий, которые предъявляют им чрезмерно жесткие требования. Причем желудок у таких детей из-за постов не болит, а страдает именно дыхание.
Астма может развиться и у того, кто стал заложником родительских амбиций: слабенький, часто болеющий ребенок, тем не менее, был сильно загружен интеллектуальными занятиями в дошкольном детстве.
Тактика родителей:
Разглядев в своем ребенке эти черты, подумайте, не уходит ли он в болезнь от чрезмерных нагрузок? Надо ли мальчика со слабым здоровьем отдавать в гимназию или школу с углубленным изучением языков? Надо ли подростка, который из-за болезни был несколько лет на домашнем обучении, жестко нагружать учебой в старших классах, чтобы подготовить для поступления в вуз? Сейчас есть гибкие подходы к образованию и можно найти тот, который устроит вас и будет по силам вашему ребенку.
Мнительные нытики
Родители обычно описывают характер ребенка, страдающего постоянными обострениями гастрита или колита, так: очень капризный, обидчивый, часто плачет без причины, мнительный - неприятность еще не произошла, а он уже ее переживает, считает, что все - и учителя, и сверстники - к нему несправедливы. Внушаем, любит читать в медицинских справочниках про свою болезнь, и ждет самого печального развития событий. Свою обиду на мир такой ребенок обычно трансформирует в агрессию и выливает ее на самого близкого взрослого, на того члена семьи, кто ходит с ним по врачам, следит за соблюдением режима, дает лекарства...
"Желудочник" обычно инертен, неохотно соглашается на новые начинания: "Зачем мне учить еще и французский, если я уже учу английский..." И часто именно вслед за сопротивлением чему-то новому следует обострение заболевания. В болезненное состояние он входит медленно, не то, что астматик. Тот только подумал о неприятном - и сразу почувствовал удушье. А этот: "Я утром подумал о немецком, днем подумал, вечером подумал, что "немка" так и будет мучить меня до конца мая, и стало мне тошно и горько во рту..."
Тактика родителей:
Замкнутые педанты
Диабетики - организованные ребята, регулярные инъекции их дисциплинируют. Вырастая, они часто становятся врачами или медсестрами. Но у них не редко нарушена связь с внешним миром, они закрыты для окружающих, ориентированы на мир своей семьи, своей родни. Склонны педантично анализировать свое состояние и погружаться в свои ощущения. Страдают эгоцентризмом. Например, подросток-диабетик может долго рассказывать, что он почувствовал, не дождавшись звонка друга: как у него от огорчения болела голова, как появилась сухость во рту, как перед глазами запрыгали точки, как голова стала болеть еще сильнее... Но в ответ на вопрос психолога, не думал ли он, что с другом могло что-то случиться, и поэтому он не позвонил во время - удивленное лицо. Диабетику трудно поставить себя на место другого человека и оценить ситуацию его глазами. Он искренне считает, что мир крутится вокруг него.
Ребенок, больной диабетом, может таить обиду на родителей: "Зачем вы меня таким родили? Знали, ведь, что у бабушки диабет, и не могли позаботиться, чтобы я родился здоровым". Очень редко шутит над своей болезнью.
Тактика родителей:
Застенчивые пессимисты
Дети, которые имеют проблемы с кожей - нейродермиты или поражения, возникшие в результате псориаза, - бессознательно воспринимают свою кожу, как границу между собой, таким хорошим, и остальным миром, отнюдь не всегда дружелюбным. Как только мир кажется подростку несправедливым и жестоким к его достижениям или к его внешности, граница-кожа нарушается и болезнь входит в стадию обострения.
Такие дети внимательно читают литературу о своей болезни, знают, что говорит один врач, что - другой, что - нетрадиционная медицина. Но настроены пессимистично: "Медицина пока ничего не придумала..." Когда психолог предлагает ребенку с кожной болезнью закрасить контур человека разными красками, тот может создать яркую картинку из алого сердца, жемчужного мозга, бирюзовых легких, но кожу он всегда представит в виде черного жирного контура.
Обладатели нейродермитов и псориаза, несмотря на разное происхождение этих болезней, ведут себя в жизни похоже: они стеснительны и застенчивы, но при случае могут с миром и пободаться.
В раннем детстве и первых классах школы они подавали большие надежды, но не выдержали конкурентной гонки со сверстниками и давления родительских амбиций. Их послужной учебный список обычно бывает таким: гимназия или профильный класс с углубленным изучением каких-либо предметов, потом обычная школа, потом экстернат. Родители спохватываются и приводят таких детей к психологу, когда учителя уже вынесли диагноз: "Потеряна связь со школой". А частая смена школ таким детям только добавляет проблем: они-то думают, в новой школе их все полюбят, а в новой школе никто не бросается их любить. И от обманутых ожиданий болезнь с каждым переходом в другую школу только обостряется. А депрессия сменяется желанием совершить какой-нибудь противоправный поступок.
Тактика родителей:
Тревожные эгоцентристы
Дети с болезнями опорно-двигательного аппарата - обычно рефлектирующие люди, они постоянно сравнивают и анализируют, чем они отличаются от других, здоровых. У них высокая пространственная тревожность, которая вызвана особенностями их передвижения. Им трудно общаться с незнакомыми людьми, поэтому, когда к ним обращается незнакомый человек, они могут сделать вид, что не слышат его вопроса. Они могут быть очень любезными, они прекрасно знают, как надо себя вести, но контакты с незнакомыми людьми требуют от них слишком больших усилий, в этот момент они переживают речевой ступор, спазм, не могут говорить и прячут лицо. Этим детям часто трудно писать, информацию они воспринимают на слух, считают и решают задачки в уме, поэтому у них хорошо развита память. С появлением компьютеров им стало проще учиться и получить работу.
Иногда на таких детей накатывает злость, и они начинают обвинять весь мир - врачей, потому что те не могут их вылечить, родителей, потому что не обратились к врачам раньше... У них часто опускаются руки: "Все равно болезнь не победить". Агрессию они выливают на окружающих: "Я прочитал столько красивых и умных книг, а в жизни вижу только боль и больничные койки..." А когда их состояние улучшается, они этому не верят и часто бывают не готовыми к тем изменениям, которые происходят в их теле.
Они эгоцентристы, привыкнув общаться с миром через маму, начинают считать, что мама существует только для того, чтобы обслуживать их.
Тактика родителей:
P.S. Если психологический портрет вашего ребенка не совпадает с типичным для его болезни, поздравляем, вы мудрый родитель и многого добились!