Какая жизнь - такие психи

   
   

КОГДА перестройка, про которую все давно забыли, проходила свой наивно-романтический период, психиатры Страны Советов забили тревогу. Намечалось очередное переустройство общества, и врачеватели душ заранее готовили новые койки. На примере Гражданской и Великой Отечественной войн было прекрасно известно, что крупные общественно-политические потрясения дают солидный прирост количества душевнобольных. В самых мрачных прогнозах звучала цифра: 10 миллионов.

Прогнозы не оправдались. Если в начале 90-х годов у нас насчитывалось примерно 2,3 млн. психбольных, то теперь - чуть меньше 3 млн. Причем и этот рост, вероятнее всего, - за счет лучшей диагностики. Дело в другом. В структуре психических заболеваний в новой России произошли существенные изменения. Сперва немного теории. Все психические заболевания принято делить на 3 большие группы: психозы и слабоумие, умственную отсталость и пограничные расстройства (неврозы). По первым двум группам существенных изменений не произошло. Но вот с третьей! Неврозы, психопатии, расстройства поведения дали прирост аж на 40%! По экспертным оценкам, каждый четвертый житель России нуждается как минимум в консультации психотерапевта.

В основном прирост был достигнут за счет стрессово-зависимых расстройств. Причем сплошь и рядом стали появляться такие формы расстройств, которые раньше имели место только в чрезвычайных обстоятельствах. Допустим, острые реакции на стресс ("мнимая смерть" и "двигательная буря") еще лет 5 назад фиксировались только у жертв стихийных бедствий, катастроф и военных действий. Сегодня психиатры имеют дело с острыми реакциями на повседневный стресс. Допустим, человеку отказали в получении работы, на которую он очень рассчитывал. Надо бы новую пойти искать, а он впадает в астенический ступор! Или "синдром выгорания" - если раньше человек еще как-то старался улучшить свое положение, что-то делал, искал, подрабатывал, выкручивался, то потом - сломался...

Раньше посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) обнаруживались в основном у ветеранов войн в Афганистане и Чечне. Теперь ПТСР может появиться как реакция на события мирного времени у тех, кто и близко не подходил ни к одной из зон боевых действий. Появилась и совершенно новая для нас группа расстройств психики - социальные стрессовые расстройства. От жизни в нашем обществе то есть. Кстати, принято считать, что в структуре причин психических заболеваний 30% - за биологией. Остальные 70% примерно поровну поделены между психологическими (то есть внутренними) и социальными (то есть внешними) причинами. Вот эти-то, последние, в наши дни вылезли на первое место.

Система психиатрической помощи у нас не менялась со времен позднего "совка". Только теперь ее хуже финансируют. Сейчас в России насчитывается 200 тысяч "психиатрических" коек. Тощего бюджета на всех не хватает. Теоретически на пропитание обитателей "домов скорби" выделяется по 16 рублей в сутки. Фактически же их кормят на восемь. Расходы на лекарства - вообще слезы: 58 копеек в сутки при необходимых затратах от 100 до 1000 рублей! Зарплата санитаров - 300-400 рублей в месяц. Это и вовсе без комментариев. Поэтому граждане начинают помогать себе сами: объединяются душевнобольные, их родственники, появляются различные благотворительные фонды... С одной стороны, вся эта самодеятельность - от безысходности, с другой же...

Когда лет 10 назад сопредельная Финляндия столкнулась с проблемой недостаточного финансирования психиатрии, в стране насчитывалось 20 тысяч больничных мест для "людей с проблемами". Сейчас их только 6 тысяч, но это не значит, что финнов стали хуже лечить. В стационарах там лежат действительно с тяжелыми случаями, а всем остальным психиатры и социальные работники оказывают помощь по месту жительства. Действительно, если больного не держать постоянно в стационаре (у того же больного шизофренией обострения бывают раз-два в год), он обойдется казне дешевле. То же касается периода реабилитации психиатрических больных. Этот процесс гораздо лучше проходит "в естественных условиях" - на дому, в клубе по интересам, амбулаторно при психоневрологических диспансерах, которые теперь называются центрами психического здоровья. Когда родные, близкие и - самое главное - сам больной вовлечены в процесс собственного выздоровления, душевное здоровье быстрее возвращается к человеку.

Смотрите также: