Обратим ли паралич?

   
   

В СЕНТЯБРЕ 1997 г. Альма Церазини перенесла инсульт с параличом правой руки и ноги. Как правило, последствия инсульта необратимы. Но 60-летняя медсестра не пожелала мириться с этим ударом судьбы. Вместе с супругом они решили пойти на риск - испытать на себе новый метод терапии, разрабатываемый в клинике университета в Питсбурге хирургом Дугласом Кондзелкой. Он как раз искал добровольцев для прорыва в новую область медицины.

23 июня 1998г. в черепе Церазини просверлили отверстие и ввели в поврежденный участок мозга 2 миллиона выращенных в лаборатории незрелых нервных клеток. По замыслу Кондзелки, они должны были там дозреть и послужить связующими звеньями при восстановлении утерянных функций мозга. К концу года еще 11 добровольцев - жертв инсульта - включатся в клинические испытания метода, эффективность которого покажет будущее.

Ежегодно только в США инсульт случается у 700 тыс. людей, причем 160 тыс. умирают. Те же, кто перенес инсульт, страдают от паралича и трудностей с мыслительными и разговорными процессами.

Обычно тромб блокирует артерию, ведущую в мозг. Нарушение кровообращения убивает мозговые клетки-нейроны на отдельном участке. Врачи могут ограничить и даже предотвратить повреждение мозговых клеток, если успеют в течение трех часов после инсульта ввести больному растворяющее тромб лекарство. Но уж если мозг поврежден, процесс становится необратимым.

Коллектив Дугласа Кондзелки не первым стал вводить клетки в мозг человека. Поль Р. Санберг из университета в Тампе, Флорида, уже давно пытается с помощью инъекций нервных клеток зародыша человека спасти мозг от опустошений, производимых болезнью Паркинсона. Он подумывал и об использовании клеток зародыша для лечения жертв инсульта. Однако клетки зародыша человека вначале следовало бы заменить более доступным материалом. Таковым оказались незрелые нейроны ЛБС, выращиваемые компанией "Лейтон-Биосайенс" (Layton BioScience) в Калифорнии из раковых клеток человека. Чтобы проверить, в состоянии ли эти клетки взять на себя функции зрелых нейронов, Санберг с коллегами провел опыты на крысах. Вначале они сымитировали инсульт, осторожно введя кровяной сгусток в шейную артерию. Чтобы проверить, был ли поврежден мозг в результате блокировки доступа крови, крысу подвешивали за хвост. Здоровые крысы раскачивались из стороны в сторону, а больные - только в одну сторону, что свидетельствует о повреждении той части мозга, которая отвечает за моторную функцию. Спустя месяц по 40 тыс. живых клеток были введены в мозг крыс, перенесших инсульт. Для предотвращения реакции отторжения крысам было введено лекарство, подавляющее иммунную систему. В течение месяца поврежденные участки мозга были восстановлены, что доказали тесты моторной функции и способности к обучению. В последнем тесте крыса получала удар током, если пыталась соскользнуть с платформы. Если до трансплантации клеток крысы уже на следующий день забывали о болезненном опыте, то через месяц после трансплантации их обучаемость ничем не отличалась от крыс, не перенесших "инсульт".

Питсбургский эксперимент предназначался главным образом для того, чтобы убедить специалистов в том, что нейроны ЛБС можно использовать для лечения людей с мозговыми нарушениями, не опасаясь того, что клетки вновь станут канцерогенными. Коллектив Санберга в своих экспериментах с крысами ни разу не наблюдал разрастания злокачественных клеток в случае использования клеток ЛБС. Запатентованный Вирджинией Ли и Джоном Трояновским способ получения нейронов из клеток раковой опухоли яичка предусматривал обработку клеток ретиноидной кислотой, прекращающей процесс деления клеток опухоли. Хотя использование таким образом полученных нейронов сняло серьезную этическую проблему - употребление клеток человеческого зародыша, - вызвавшую международный скандал, вопрос о безопасности применения раковых клеток еще не решен.

Необходимые для трансплантации ствольные клетки мозга могут быть получены, если британское правительство позволит ученым под руководством шотландского ученого Уилмута - "отца" овечки Долли - продолжить работы по клонированию человеческого эмбриона. Для получения пересадочного материала нужны 14-дневные зародыши. В своем выступлении по британскому телевидению доктор Уилмут сказал, что понимает возмущение общественности, но все же продолжит свое дело, пока существуют ужасные болезни. Первые результаты проекта по клонированию эмбриона будут получены не ранее чем через 10 лет.

Ученые и сотни тысяч жертв инсульта ждут вместе с Альмой Церазини признаков возвращения к ней способности двигаться.

Смотрите также: