Лео Бокерия: "На рублевском шоссе спасают жизни"

   
   

В своём обращении от 5 сентября 2005 года Президент России Владимир ПУТИН подчеркнул, что в здравоохранении немало проблем и: "Особая проблема - это доступность высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии, ряде других важнейших областей, и прежде всего их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счёт федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза. Для этого предстоит поднять эффективность работы как уже существующих центров высоких медицинских технологий, так и построить новые, и прежде всего в регионах Российской Федерации, включая Сибирь и Дальний Восток".

Лечим сердца уже 50 лет

ЭТО хорошее пожелание, но вот как от бумажных фраз перейти к делам. Об этом шёл разговор с директором Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А. Н. Бакулева РАМН, академиком РАМН, главным кардиохирургом РФ Лео Антоновичем БОКЕРИЯ, который, кроме того что непосредственно лечит человеческие сердца и спасает жизни, за свою яркую гражданскую позицию был выбран руководителем Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни.

Научному центру, который возглавляет Лео Бокерия, в этом году исполнилось 50 лет.

Сегодня Научный центр собрал в единое целое целых 3 института - Институт кардиохирургии (то здание, которое сегодня действует на Рублёвском шоссе и называется Институт кардиохирургии им. В. И. Бураковского), Институт коронарной и сосудистой хирургии и Институт экспериментальной сердечно-сосудистой хирургии.

В 2004 году на правах филиала в состав Центра вошёл Пермский институт сердца. По словам Лео Бокерия: "Это очень важно, потому что в прошлом году в научном центре было выполнено 4200 операций на остановленном сердце, и это самая большая цифра в Европе. В прошлом году пермские врачи провели 670 операций на открытом сердце. Таким образом, Научный центр в целом провёл более 6 тысяч подобных операций, что является абсолютно реальной, самой большой цифрой во всём мире".

Еще одно серьёзное направление работы - это лечение детей, наибольшее количество операций делается детям с врождёнными пороками сердца. Эта цифра в 3 раза больше, чем то количество операций, которое сегодня делается в самой большой клинике США (г. Бостон). Более того, делается большое количество операций именно новорождённым первого года жизни. Только в прошлом, 2005 году было прооперировано 1300 таких детей.

Центр имеет самый большой в мире опыт лечения жизнеугрожающих аритмий сердца. В данной области накоплены знания по помощи почти 20 тысячам пациентов. Но это не только опыт врачей, но и новые, уникальные технологии, которыми зачастую не обладает больше никто в мире.

Лазер работает, когда сердце отдыхает

В 1997 ГОДУ специалистами-медиками совместно с физиками был создан новый метод "лазерной реваскуляризации миокарда". Принцип его действия состоит в том, чтобы изменить некоторые функциональные недостатки сердца. Было установлено, что у рептилий кровь в мышцу сердца поступает прямо из полости сердца. У людей в норме есть две артерии (левая и правая), которые отходят от аорты и потом разветвляются, т. е. всё вместе представляет довольно сложную систему. А вот у рептилий всё гораздо проще: кровь поступает по двум трубочкам - и всё!

Наблюдения показали, что у некоторых детей с синдромом гипоплазии (недоразвития тканей) левых отделов сердца иногда встречается подобная модель кровоснабжения, и на этом основании было высказано предположение, что можно использовать принцип "сердца рептилии". В ходе изучения установили, что наиболее эффективным будет лазер СО2, потому что он очень мощный, и специалисты могут, очень прицельно нанося разряды лазерного пучка, создавать искусственные канальцы в сердце, но при этом очень важно, чтобы это делалось в тот момент, когда сердце отдыхает. Сердечная мышца работает в определённом режиме, когда после сокращения наступает пауза расслабления, вот в этот период и нужно успеть послать импульс.

Сегодня наступило время работы точной техники, и эта установка - именно симбиоз двух точнейших устройств, одно из которых, фиксируя паузу сердечного ритма, даёт команду лазеру на пуск разряда. Система разработана и внедрена: так, на сегодняшний день прооперировано уже 500 человек, и результаты очень хорошие.

Забитые артерии и стволовые клетки

ОДНО из последствий современной жизни - это атеросклероз, не щадящий сосуды пожилых, а теперь уже и молодых людей. Место его излюбленного обитания, конечно, - сердце. Но ведь атеросклероз поражает сосуды сердца неравномерно: один сосуд поражается больше, другой меньше. Тут и возникают вопросы. Например, после обследования больного ему может быть назначено аортокоронарное шунтирование одной артерии, а ещё две прошунтировать невозможно, потому что они либо очень тоненькие и некуда пришивать, либо там всё забито на всём протяжении.

"Мы стали комбинировать аортокоронарное шунтирование с трансмиокардиальной лазерной реваскуляризацией и получили отличные результаты, - говорит Лео Бокерия. - Недавно было получено подтверждение американских коллег, которые провели исследования в 14 клиниках и получили такие же одобрительные отзывы о методе. Подобные операции отработаны и планово применяются в нашем Центре, но у метода хорошие перспективы, подобные установки уже закуплены в нескольких учреждениях России и будут использоваться для лечения".

Ещё одно новое, но уже нашумевшее направление - это применение ангиогенных факторов клеточных технологий. Научный центр располагает достаточно большим опытом в этой области, так, цифра наблюдающихся пациентов - более 200 человек. Лео Бокерия говорит: "Речь идёт не совсем о стволовых клетках; так, ангиогенный фактор - это фактор, который вызывает образование сосудов. Онкологи борются с этим явлением, а мы, кардиологи, пытаемся использовать его на благо. Вот этот ангиогенный фактор даёт удивительные результаты у больных с критической ишемией нижних конечностей, когда уже ничего невозможно сделать. Применение данного метода даёт потрясающие результаты уже через 1,5-2 месяца. Несомненно, такую терапию нужно будет повторять, но перспективы очень хорошие.

В нашем институте совместно с Институтом биологии гена РАН был создан препарат, который прошёл токсикологические и другие исследования и уже сегодня допущен к клиническим испытаниям. Программа по ангиогенезу стволовых клеток, которая сегодня проводится в институте, утверждена президиумом РАМН, и нам поручено составить программу для всестороннего исследования этих вопросов с привлечением других клиник. Сейчас начинается совместный проект с американской группой по применению суперочищенных стволовых клеток, предшественников клеток, которые нас интересуют. Ведь сама стволовая клетка - она дура и может превратиться в кого захотите. В клинической практике нужно суметь вырастить её до предшественника, вот нас, кардиологов, интересует кардиомиоцит, т. е. та самая клетка, которая находится в сердце. Причём тут у нас есть своё ноу-хау. Дело в том, что мы считаем так: чтобы доказать факт того, что этот метод работает, нужно найти такую болезнь, где результаты не подвергаются сомнению".

Смотрите также: