Во всем мире медики ищут пути спасения людей, страдающих неизлечимыми заболеваниями сердца. Это и широко проводимые в СССР операции, устраняющие врожденные пороки сердца у детей, и новые хирургические методы лечения постинфарктных осложнений, и операции на крупных кровеносных сосудах. Это и пересадка сердца, впервые проведенная Кристианом Барнардом в декабре 1967 г. И, наконец, имплантация искусственного сердца в конце 1982 г., проведенная американским хирургом Уильямом Деврисом.
На два последних метода советские специалисты имеют свою точку зрения, несколько отличающуюся от взглядов их коллег в США и некоторых других странах.
Этим вопросам посвящена беседа журналиста В. Нехаева с руководителем отдела экспериментальной хирургии Всесоюзного научного центра хирургии АМН СССР, лауреатом Государственной премии СССР, доктором медицинских наук, профессором В. С. ГИГАУРИ.
- Владимир Спиридонович, для начала хотелось бы узнать вашу оценку операции по имплантации искусственного сердца, проведенной Уильямом Деврисом?
- Искусственное сердце, имплантированное доктором Уильямом Деврисом и его помощниками, продлило пациенту жизнь на 112 дней и ночей. Это, несомненно, большое достижение в области экспериментальной хирургии. Именно экспериментальной, поскольку, по моему твердому убеждению, это был эксперимент. Если хотите - эксперимент на человеке.
Можно, конечно, много говорить и спорить сейчас об этической, нравственной, юридической, гуманной стороне эксперимента. Упомяну лишь о том, что с присущим американцам практицизмом они уже подсчитали, сколько стоит само сердце, операция, контроль за работой искусственного органа, уход за больным. Если я не ошибаюсь, речь идет о 200 тыс. долл. Предполагается провести еще одну подобную операцию бесплатно, а затем сделать их платными.
- Советские специалисты и, в частности, вы тоже работаете над созданием искусственного сердца. По какому пути идут наши ученые и на какой стадии находятся эти работы?
- Работы по созданию искусственного сердца в нашей стране начались в 70-е годы. К настоящему моменту создано четыре модели механического органа. Все они отличаются друг от друга, все прошли стендовые испытания и неплохо зарекомендовали себя в эксперименте на животных - телятах.
Следует отметить, что работы по созданию искусственного сердца идут у нас в стране параллельно в двух медицинских учреждениях: Научно-исследовательском институте трансплантологии и искусственных органов Министерства здравоохранения СССР и у нас - в отделе экспериментальной хирургии. Исследования ведутся по заранее намеченному плану, исключающему всякий соревновательный характер и погоню за сенсацией.
Если всю нашу работу разделить условно на три этапа: начальный, средний и заключительный, то я думаю, что мы находимся где-то ближе к концу заключительного этапа.
- Пожалуйста, несколько слов об этой стадии работы.
- Одна из последних моделей искусственного сердца - "Данко". Вес ее - 400 граммов. Материал, который использовался для создания модели, - полиуретан. Он отвечает многим конструктивно - биологическим требованиям. У этой модели лучшие, чем у предыдущих, гидродинамические характеристики прохождения крови, внутренняя поверхность максимально приспособлена для соприкосновения с кровью, то есть предельно мала вероятность образования тромбов.
Первая наша задача - создать искусственное сердце, которое бы на время - день, два или больше - могло взять на себя функции естественного органа, предоставив тем самым больному сердцу передышку, а медикам - время для одной, а может быть, и нескольких реконструктивных операций. Когда же будут найдены надежные средства подавления тканевой несовместимости, искусственное сердце можно будет использовать как промежуточный прибор, пока не будет найден подходящий донор для пересадки сердца.
Вторая задача более сложная, и, я думаю, она будет решена либо к концу нашего века, либо в начале будущего. Я имею в виду создание искусственного сердца, пригодного для имплантации человеку, но с таким расчетом, чтобы пациент при этом не терял мобильности. Иными словами, речь идет об автономном искусственном сердце, которое бы не только вернуло человека к жизни, но и дало ему возможность заниматься посильным трудом.
Модель "Данко", о которой я уже говорил, сконструирована с таким расчетом, что она в будущем может быть имплантирована человеку. В чем же задержка, и притом на столь длительное время - конец века? Одна из причин заключается в создании компактного источника энергии, приводящего в действие этот искусственный орган. Будет ли источником энергии микроминиатюрная солнечная, атомная или какая-то иная батарейка, пока сказать трудно. Ясно одно: источник питания должен быть предельно мал по размерам, чтобы его можно было, скажем, имплантировать под кожу. Он должен быть абсолютно безопасен для здоровья пациента, надежен в работе и долговечен.
- Означает ли это, что, как только такая микроэлектростанция будет создана, хирурги в СССР немедленно предпримут клинический эксперимент по пересадке искусственного сердца?
- Нет. И здесь я хочу подчеркнуть одну важную особенность советской хирургии. Дело заключается в том, что любая новая операция, равно как и метод диагностического обследования, перед широким применением в медицинской практике должна пройти очень тщательную, повторяю, очень тщательную, экспериментальную проверку на животных.
Сейчас же мы работаем с так называемой исследовательской моделью искусственного сердца, которая позволяет нам моделировать врожденные пороки. Это - искусственное сердце нового поколения, предназначенное для решения фундаментальных вопросов теории гемодинамики, теории возникновения заболеваний. Модель позволяет имитировать острую сердечную недостаточность и возникновение дефекта межжелудочковой перегородки - одного из последствий такого грозного заболевания, как инфаркт.
-Считаете ли вы, что с решением проблемы пересадки искусственного сердца будет решена и проблема борьбы за жизнь человека при тяжелых сердечных заболеваниях?
- Разумеется, нет. Это будет лишь один из методов. Ведь в науке нет предела совершенству...