Мифология боли

   
   

Зачем терпеть боль?

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ часть "телесного" опыта в жизни ребёнка связана с болевыми ощущениями: падениями, ушибами, порезами, а также различными медицинскими процедурами, такими как прививки, забор анализов крови, лечение зубов, ран и т. д. Как это сказывается на формировании личности, характера и поведении ребёнка в дальнейшей жизни?

В том, что каждый пятый взрослый человек в той или иной мере испытывал страх боли, виновата неправильно выбранная тактика поведения, основанная на обмане ребёнка, желании поскорее завершить неприятную процедуру. К тому же обман может стать причиной недоверия к родителям и боязни людей в белых халатах. Психологи рекомендуют в случаях "запланированной" боли подготовить ребёнка к тому, что будет немного больно, но ещё лучше постараться решить эту проблему максимальным обезболиванием.

Теперь о глубоко укоренившихся в нашем сознании мифах о том, как дети воспринимают боль. Происходит это в основном из-за того, что дети сопоставляются со взрослыми, и отсюда вытекают наши представления о том, что они чувствуют.


Человеку в течение всей жизни приходится не раз испытывать боль, и мы - взрослые - сами решаем, что с ней делать. Так, преодолев её, чувствуем себя сильнее или, заглушив таблеткой, блаженно успокаиваемся, прислушиваясь, не возникает ли она снова. Что касается детей, то тут мнения о том, должны ли они преодолевать боль, сильно расходятся, причём играет роль и возраст родителей, и их собственный опыт, и мифы, которые многие взрослые придумали о детской боли.

РАЗВЕНЧАТЬ эти мифы нам поможет клинический психолог, сотрудник психологической службы, сопровождающей лечение детей в Гематологическом центре РДКБ Наталья Валерьевна КЛИПИНИНА.

МИФ 1

Дети не чувствуют боль ТАК, как взрослые.

Факты: Боль является одной из самых рано формирующихся психофизических функций, связанной с самыми "древними" структурами мозга. К 30 неделям развития плода все пути проведения и восприятия боли уже сформированы. С этого времени ребёнок воспринимает боль с той же интенсивностью, что и взрослые.

МИФ 2

Дети не помнят о боли, испытанной ими ранее.

Факты: Даже не умеющие говорить дети очень хорошо помнят все детали болезненных процедур и событий. При повторении процедуры у них отмечается повышение стрессовой реакции уже в момент обработки кожи перед процедурой. Негативный опыт может усиливать болевой ответ раз от раза, как снежный ком, определяя дальнейший ответ ребёнка на болевые стимулы.

Память заставляет организм избегать тех ситуаций, которые благодаря опыту боли приобрели в жизни ребёнка значение "опасные". Если эта боль возникла в результате медицинских манипуляций, то подобное избегание называют синдромом медицинского посттравматического стрессового расстройства. Часто проявлением этого нарушения становится известная многим иглофобия, т. е. боязнь уколов.

МИФ 3

Дети всегда говорят взрослым, когда им больно.

Факты: Способность в словесной форме выражать и сообщать окружающим о своих неприятных ощущениях формируется по мере развития ребёнка. Только взрослые дети могут чётко различать боль, неприятные ощущения и страх.

Поэтому для оценки болевого ответа у детей используются не только "словесные", но и "несловесные" методы, в зависимости от уровня развития ребёнка. Для детей в возрасте от 3 лет оценочные шкалы основаны на изучении поведенческих реакций. Для оценки боли у детей 3-7 лет используются проективные (чаще рисуночные, цветовые) методы, когда как у более старших детей возможно применение числовых или визуально-аналоговых шкал.

МИФ 4

Терпеть боль полезно - это помогает формировать характер и силу воли.

Факты: Боль при заболевании сигнализирует о неполадке, повреждении в организме и призывает оказать помощь, провести лечение. С этой точки зрения боль от медицинских манипуляций - "ложный сигнал об опасности", мобилизующий резервные силы организма для обеспечения реакции бегства и обороны. Терпеть боль не только бесполезно, но и вредно. Боль ухудшает качество жизни (восприятие возможностей и полноты жизни) детей разных возрастов.

МИФ 5

   
   

Дети всегда одинаково воспринимают боль.

Факты: Боль - это индивидуальный ответ каждого организма. Болевой ответ обусловлен влиянием постоянных (пол, возраст) и меняющихся со временем факторов (обстановка, ситуация). У одного и того же ребёнка при проведении одной и той же процедуры под влиянием внешних факторов, таких как серьёзное беспокойство ребёнка, отсутствие родителей, тревога самих родителей, болевые ощущения могут в значительной степени увеличиваться.

МИФ 6

Обезболивающие препараты в терапевтических дозах вызывают у детей психологическую зависимость.

Факты: Доказано, что в терапевтических дозах применение обезболивающих препаратов у детей не вызывает психологической зависимости и оказывается достаточно безопасным.

Восприятие лечения взрослым пациентом и ребёнком различно. Взрослый человек способен оценить пользу лечебных процедур и медицинских манипуляций и позитивно воспринять ситуацию лечения, медицинский персонал, несмотря на пережитую боль и неприятные ощущения. Мышление ребёнка конкретно, наглядно, более фрагментарно. Это доказано в крупных исследованиях, причём показано, что самым пугающим и болезненным компонентом визита к врачу дети считают иглы и процедуры, связанные с их использованием. Эмоции и ощущения играют большую роль в оценке ситуации и адаптации к ней, а общее нагнетание при проведении лечебных и профилактических медицинских процедур часто ассоциируется у детей с наказанием и насилием.

Таким образом, опыт детства может сделать человека в большей или меньшей степени восприимчивым к боли. Отсутствие обезболивания может иметь серьёзные негативные последствия для развития гармоничной и хорошо адаптированной личности, а также для установления партнёрских отношений врач - пациент во взрослой жизни.

Смотрите также: