4099

Врожденное слабоумие

Олигофрения (от греч. oligos - малый + phren - ум, разум) - группа заболеваний, характеризующихся врожденным или приобретенным в раннем детстве психическим недоразвитием.

БОЛЬШИНСТВО олигофрений (врожденное слабоумие) относятся к обширной группе врожденных аномалий развития центральной нервной системы, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогенез). Их принято отличать от деменции - приобретенного слабоумия, протекающего с распадом психической деятельности. При олигофрении сохраняется лишь динамика клинических проявлений, связанная с возрастным развитием, декомпенсацией или компенсацией состояния под влиянием возрастных кризов, различных внешних процессов. К врожденному слабоумию не следует относить возникающие в детском возрасте вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением слуха, речи и др. Олигофренами не являются мало одаренные дети и дети с временной задержкой развития вследствие тяжелых соматических заболеваний или неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, отсутствие эмоциональных впечатлений). Термин "олигофрения" нередко подменяют понятием "умственная отсталость", которое объединяет различные формы ранней интеллектуальной недостаточности, связанной с прогредиентными заболеваниями (например, шизофренией), возникшими в детском возрасте, а также психогенными и культуральными факторами. Для определения степени умственной отсталости используют IQ (интеллектуальный коэффициент, в норме равный 100), который является количественной оценкой интеллекта и определяется на основании выполнения стандартных психологических тестов. По нормам комитета ВОЗ по психогигиене (1967), при легкой умственной отсталости IQ равен 50-70; при средней тяжести - 35-50; при резко выраженной - 20-35; при глубокой умственной отсталости он меньше 20.

Симптомы заболевания

ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы, т. е. те, которые влияют на появление и развитие заболевания, многообразны. В зависимости от времени их воздействия различают олигофрении, связанные с наследственными факторами (в том числе с поражением половых клеток родителей), обусловленными внутриутробными воздействиями, действующими на зародыш и плод (эмбриопатии и фетопатии), и олигофрении, возникшие в результате поражения ЦНС. Различают также недифференцированные формы - с неясной этиологией и неочерченной клинической картиной (по разным подсчетам, они составляют от 50 до 90% всех олигофрений) - и дифференцированные олигофрении, при которых установлена этиология или выражены клинические признаки.

У человека, страдающего олигофренией, проявляются следующие симптомы заболевания.

Мышление резко нарушено, и выраженность его расстройства зависит от вида олигофрении. У больных отсутствует способность к аналитической и особенно синтетической мыслительной деятельности. В эмоциональной сфере преобладают низшие эмоции, аффекты недифференцированы и неполноценны. Психические нарушения при олигофрениях довольно стабильны и сохраняются на протяжении всей жизни. Различают три степени психического недоразвития (по глубине и тяжести психических расстройств) - идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия (от греч. idioteia - невежество; IQ - до 20) - наиболее тяжелая форма олигофрении, характерной чертой которой является недостаточность реакций на окружающее (она или отсутствует, или неадекватна, недифференцированна). Речь, как правило, не развивается, то, что говорят окружающие, различают с трудом, воспринимается лишь интонация. Страдающие идиотией нуждаются в постоянном уходе и без посторонней помощи не могут жить. Они безучастны к окружающему, пассивны, элементарную реакцию могут проявлять на голод и холод в виде нечленораздельных звуков. Эмоции крайне скудны и связаны с самочувствием, с удовлетворением элементарных потребностей. Нередко выражены аффекты злобы и гнева, которые находят внешнее проявление в двигательном возбуждении со склонностью к ярости и с агрессией по отношению к окружающим и к себе. Отсутствуют навыки самообслуживания; зачастую не осваивают прямохождения. Недоразвита эмоциональная сфера, не выделяют близких. Часто нет инстинкта самосохранения (не вырабатывается рефлекс на болевой раздражитель).

Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый, незначительный; IQ -20-30) - средняя степень олигофрении. Психическое развитие у имбецилов значительно выше, чем у страдающих идиотией, реакции на окружающих разнообразнее и оживленнее. Им удается овладеть речевой функцией, однако словарный запас ограничивается несколькими десятками слов, иногда произносят даже короткие фразы, речь состоит только из существительных и глаголов. Мышление крайне конкретное. Отмечается ограниченная способность к механическому запоминанию, арифметическим действиям (сложение и вычитание) в пределах нескольких единиц. Суждения крайне бедны, несостоятельны. Больные с имбецильностью обладают элементарными навыками самообслуживания. Иногда их удается вовлечь в простейшие трудовые процессы, и они овладевают отдельными операциями. Им доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания. Самостоятельно жизнь они вести не в состоянии и нуждаются в постоянной опеке и уходе.

Дебильность (от лат. debilis - слабый, хилый; IQ - 30-50) - легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению. Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют такие грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память. Дебилам под силу простейшие обобщения, но более высокий уровень абстрактных понятий им не удается. Словарный запас у них может быть достаточно большим, но речь их однообразна, бедна, мышление малопродуктивно. Они иногда неплохо ориентируются в простейших жизненных, чаще бытовых, вопросах и способны к самостоятельной жизни. Дебилы могут закончить начальную и вспомогательную школу, устраиваются на простую работу, вступают в брак.

Как лечить

СПОСОБОВ лечения как таковых не существует. Но при совместной работе психолога и родителей и использовании методов корректировки, таких как трудотерапия, арттерапия, то есть лечение "искусством", включающее в себя музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапию, куклотерапию, возможны заметные улучшения у больного ребенка.

Мнение специалиста

О ЛЕЧЕНИИ людей, страдающих олигофренией, рассказывает психиатр Минздрава РФ, заведующий отделом Научного центра охраны здоровья детей РАМН Николай МИРОНОВ:

- Хочу сказать о препаратах. Для "лечения" детей, находящихся в учреждениях, обычно используют галоперидол и другие нейролептики. На мой взгляд, принимать такие средства совершенно неадекватно и негуманно. Чаще всего, если ребенок плохо спит или отличается дурным поведением, его состояние рассматривается как проявление болезни, тогда как на самом деле это изъяны педагогической работы.

Представьте, что ваше родное чадо сотворило нечто, вызвавшее ваш родительский гнев. Неужели побежите к врачу за галоперидолом? Нейролептики нужны для лечения психозов, а не интеллектуальной недостаточности. Между тем психозы у детей встречаются всего в трех процентах случаев общей психической патологии.

К подростковому возрасту умственная отсталость составляет уже половину случаев. Интеллектуально недостаточные дети нуждаются в педагогической коррекции и психотерапевтической помощи. Им всем (и в больших дозах) нужны совсем другие препараты типа ноотропила, что при вечной бедности сиротских заведений совершенно нереально.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно