В последнее время все чаще и чаще попадаются нищие, старающиеся этот монотонный труд немного разнообразить. Внести в него, так сказать, элемент творчества. Недавно прохожу по переходу - вижу до боли знакомую картину. Стоит священник в рясе, перед ним "скворечник" - собирает подаяния на храм. В руках небольшая книжка в бумажной обложке. По идее - молитвенник, откуда проходящим потенциальным жертвователям зачитываются цитаты, жертвованию способствующие. Подхожу поближе - фигушки. Никакой не молитвенник. Детектив за подписью Александры Марининой. Художественное произведение, помогающее, так сказать, человеку духовному осознать реальности суровой мирской жизни.
В соседнем переходе - еще один "священник". У этого молитвенник настоящий, без дураков. Бубнит что-то себе под нос. Вдруг из-за угла показывается бабулька. Между ней и служителем культа происходит следующий диалог.
- Милок! Ты ж мое место занял!
"Священник" продолжает бубнить, не реагируя на внешние раздражители.
- Милок! Да я же здесь который месяц стою!
"Священник" не реагирует, бубнит.
- Уступи место, я тебе в матери гожусь.
"Священник" (наконец отрывает взгляд от книги): "От...сь, дочь моя!" - И продолжает бубнить с прежней интонацией.
А вот еще интересный случай. Еду как-то в метро. По вагону, расталкивая костылями толпу, идет мужик в камуфляже, на котором красуется несколько медалей. Табличка на его шее давно известна всем пассажирам общественного транспорта наизусть: "Потерял здоровье в войне (далее варианты: от Куликовской битвы до Чечни включительно). Помогите на протез". В ту поездку я не догадалась разжиться хоть какой газеткой, посему читать мне было нечего, и я откровенно скучала. И от нечего делать решила прочесть табличку на груди "славного воина". Картонка гласила: "Вышла из роддома. Нету денег на дорогу до дома. Помогите ради Бога". Не поверив своим глазам, я попросила повторить мой эксперимент сидящего рядом мужчину. Наши впечатления от текста совпали. Мужчина, будучи несколько подшофе, подойдя к инвалиду и дружески похлопав его по плечу, участливо спросил: "Кого ж ты родила-то, болезная?" Прочтя свою бирку самостоятельно, инвалид поблагодарил мужика и перевернул картонку другой стороной. Там все было правильно. И про битву, и про протез.
Современный нищий давно уже превратился из сирого и убогого попрошайки в человека гордого, с огромным чувством собственного достоинства. Вот стоит в переходе троица старушек в темных очках и выводит некие рулады срывающимися голосками. Вместо жалостливого рассказа о неблагодарных внуках и маленькой пенсии на их табличке значится гордо: "Оркестр Общества слепых". Впрочем, противоположная сторона (как бы ее обозвать-то? Милостинедатели, наверное) тоже порой демонстрирует не меньшую изобретательность. В вагон электрички заходит нищий, неся перед собой картонный кадастр всех бедствий, на него свалившихся. Сидящий в вагоне молодой человек в очках отвлекается от книги, внимательно прочитывает тыкаемую ему в нос табличку, долго роется в сумке и тоже достает кусок картона. На нем большими буквами выведено: "Поверь, мужик, та же фигня".