Что делать, если ваши права нарушены
Дорогой "Долгожитель"! Очень прошу помочь. Из-за ветхой крыши дожди совершенно затопили мою квартиру. Однако все обращения в жилконтору бесполезны. Подскажите, что делать, куда обратиться?!.
В. И. П а н о в а, ветеран труда, Иркутск
На вопрос отвечает председатель Союза потребителей России Петр ШЕЛИЩ:
ЕСЛИ права потребителя нарушены (ему предоставлена некачественная услуга, либо она вовсе не оказывается), он имеет право обратиться в соответствующую организацию с претензией и потребовать безвозмездного устранения недостатков, а также возмещения причиненных убытков.
Недостатки и убытки должны быть подтверждены документально. Например, если температура воздуха в жилом помещении ниже установленной санитарными нормами (15.С на уровне 1,5 метра от пола), можно обратиться в районный центр санитарно-эпидемиологического надзора с просьбой дать официальное заключение по данному вопросу.
Если квартира оказалась затопленной вследствие аварии системы водоснабжения или отопления на верхнем этаже либо проникновения атмосферных осадков из-за ветхой кровли и т. д., следует составить акт с участием техника жилищно-эксплуатационной организации (в случае отказа - оформить акт с привлечением соседей) и назначить разумный срок устранения недостатков.
При возникновении разногласий в оценке стоимости ремонта можно привлечь независимого эксперта для составления сметы, а также для оценки нанесенного аварией ущерба, в том числе личному имуществу. Все издержки потребителя по проведению ремонта, экспертизы, составлению сметы и др. должны быть подтверждены соответствующими документами.
Зачастую устные переговоры с директорами, товароведами и другими работниками предприятия, куда вынужден в конфликтной ситуации обращаться потребитель, бесполезны и изнурительны. Не тратьте на это время и силы. Во всех случаях, когда в течение гарантийного срока нарушено ваше право на надлежащее качество товара, на своевременное и качественное исполнение работы и оказание услуги, необходимо письменно подать претензию.
- Составляйте претензию в двух экземплярах с тем, чтобы иметь в дальнейшем копию для обращения, при необходимости, в суд и прокуратуру.
- Точно и полно сформулируйте свои требования.
- Подайте претензию руководителю (администратору) под роспись во втором экземпляре, а если вам откажут, отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, продемонстрировать знание своих прав, а во-вторых, получить доказательства даты предъявления требований.
- Если претензия оставлена хозяйствующим субъектом без внимания, принимайте меры к ремонту, замене и т. д. за свой счет, но обязательно сохраняйте все документы, доказывающие ваши расходы, и обращайтесь в суд. По решению суда будут выполнены все ваши законные требования, возмещен причиненный ущерб, взыскана неустойка и компенсирован моральный вред.
- Обращайтесь в суд, как только станет ясно, что ваши требования не выполнены в установленные сроки или продавец (исполнитель, изготовитель) всячески уклоняется от исполнения своих обязательств.
- Вы можете подать исковое заявление в суд по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинения вреда.
- Правила составления и форма искового заявления вывешены обычно в здании суда. Исковое заявление можно составить самому, используя настоящие советы.
- По закону, иск о защите прав потребителя освобожден от уплаты государственной пошлины.
- Приложите к исковому заявлению:
- Исковое заявление с приложениями необходимо послать в суд заказным письмом с уведомлением о вручении.
- копии искового заявления по числу ответчиков;
- копии всех документов, на которые сделана ссылка в исковом заявлении и которые необходимы суду для принятия правильного решения.
Если в течение 7 дней суд не вынес мотивированное определение об отказе в возбуждении дела, значит, дело в производстве и в течение 20-30 дней должно быть рассмотрено судом.
Смотрите также:
- Учимся отстаивать права в отношениях с ЖКХ →
- Права честного приобретателя →
- Малоимущие встают в очередь →