Примерное время чтения: 8 минут
218

Учимся отстаивать права в отношениях с ЖКХ

Петр Борисович ШЕЛИЩ - основатель и бессменный руководитель Союза потребителей России, один из авторов закона "О защите прав потребителей", депутат Государственной думы, кандидат философских наук. Его консультация - самый точный и авторитетный ответ на ваши вопросы.

Состояние нашего жилищно-коммунального хозяйства не устраивает никого.

Вот почему нам, потребителям, необходимо научиться не просто возмущаться и требовать, а грамотно отстаивать свои права в отношениях с организациями ЖКХ. Предлагаем некоторые практические рекомендации.

Отопление и водоснабжение

ЕСЛИ в вашей квартире холодно, вода подается с перебоями или температура горячей воды не соответствует установленным нормативам (50-60°C), в соответствии с действующим законодательством исполнитель услуг - жилищно-эксплуатационная служба (ЖЭС) должна уменьшить их стоимость вне зависимости от того, по каким причинам произошли отклонения в качестве.

Если ваш двор не ухожен, а в подъезде нет света и уборка проводится нерегулярно, значит жилищно-эксплуатационная служба предоставляет вам некачественные услуги и вы вправе не оплачивать часть начисляемой за эти услуги суммы.

Чтобы понять, сколько именно вы переплачиваете, потребуйте от ЖЭС заключить с вами такой договор на техобслуживание, в котором будет указано, что именно входит в это обслуживание и по каким тарифам рассчитана сумма платежа.

Для того чтобы начать строить свою работу с ЖЭС на законном основании, направьте в ее адрес письмо следующего содержания:


Руководителю ЖЭС N__________
_______________________________________р-на
от________________________________________,
проживающего по адресу____________________

Я, в соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ, желаю заключить индивидуальный договор на техническое обслуживание.

В связи с этим прошу вас направить в мой адрес проект такого договора, включающего полный состав оказываемых услуг и стоимость каждой услуги.

Прошу ответ в установленный законом срок направить в мой адрес.

Подпись _____________
Дата "_____" ______________ ____ г.


Имея на руках подробный счет, в котором каждая услуга указана отдельной строкой, вы сможете оплачивать лишь те из них, которые вам предоставляются в полном объеме. К примеру, за освещение подъезда вы заплатите только в случае, если он действительно освещен. Также, если подъезд убирается в два раза реже, чем предусмотрено договором, вы вправе оплачивать половину стоимости уборки.

Имейте в виду, что Санитарно-эпидемиологическими требованиями к жилым зданиям и помещениям (СанПиН 2.1.2.1002-00) установлены следующие нормы температуры и относительной влажности в помещениях жилых зданий в холодный период года:

Комитетом по содержанию жилищного фонда утверждены следующие нормативы по уборке лестничных клеток:

"Типичные" аварии

СВЫШЕ половины обращений в отдел строительно-технических экспертиз Центра независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ) связаны с протечками. И нередко эксперты сталкиваются с тем, что граждане не знают, как правильно поступать, если в квартире произошла протечка сверху. А действовать нужно следующим образом.

l В случае возникновения аварии для ее ликвидации следует вызвать аварийную службу, а затем - представителя ЖЭС, отвечающего за техническое состояние этого дома, и составить акт в трех экземплярах, один из которых оставить у себя. В акте фиксируется не только причина протечки, но и указывается объем повреждений квартиры и имущества (мебели, бытовой техники и пр.). Если хозяин квартиры с чем-то не согласен, он вправе вписать в акт свои замечания и под ними поставить свою подпись. Следует помнить, что акт составляется не только в присутствии жильца пострадавшей квартиры, но и при его активном участии.

  • После получения акта на руки следует сразу написать в жилищное агентство своего района заявку на восстановительный ремонт и приложить копию акта о техническом состоянии квартиры после протечки - и запастись терпением.

  • Потому что по ряду объективных причин отремонтировать поврежденную квартиру не всегда возможно. Например, если повреждение квартиры произошло в результате аварии инженерно-технических сетей, нужно подождать их ремонта. Если протечка произошла в зимнее время из-за ветхости кровли, то, скорее всего, ремонт будут делать весной, когда с крыши сойдет снег.

  • Если жилец поврежденной квартиры так и не дождался ремонта, он может при наличии акта на руках сделать ремонт за свой счет с помощью любой строительной организации, имеющей лицензию на проведение таких работ. А стоимость ремонта взыскать с виновных через суд.

  • Если же денег на ремонт нет, можно заказать в строительной организации только смету на ремонт и опять же подать в суд иск для взыскания этой суммы с виновника.

  • Претензию в ЖЭС следует составлять в двух экземплярах. Один экземпляр вручается директору, второй экземпляр следует оставить у себя - на нем представитель ЖЭС должен сделать отметку с датой получения.

  • Если в течение 30 дней на жалобу не последует ответа, следует отправить претензию главе администрации своего района и в Комитет по содержанию жилищного фонда.

  • Если удовлетворяющего вас ответа не последует, можете обратиться в суд. При этом в соответствии со статьей 17 закона "О защите прав потребителей" гражданин освобождается от уплаты госпошлины, поскольку все граждане являются потребителями коммунальных услуг.

    Конфликт с ЖЭС

    МНЕ не раз приходилось давать рекомендации о том, как вести себя в случае, если жилищно-эксплуатационные службы ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по техническому обслуживанию, текущему ремонту, санитарному содержанию придомовой территории и т. п.

    В том числе советовал не оплачивать то, что вы фактически не получили. Но при этом случается (хотя и нечасто), что жилищно-эксплуатационная служба подает иск о взыскании с нанимателя (или собственника) жилого помещения задолженности за квартплату (техническое обслуживание). На такой случай привожу образец встречного искового заявления, которое следует предъявить в тот же суд.


    В __________________________ районный суд
    Истец: __________________________________
    Адрес: __________________________________
    Ответчик: жилищно-эксплуатационная служба N__
    Адрес: __________________________________

    ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
    (встречное)

    Я проживаю в доме, обслуживаемом Ответчиком.

    В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" Ответчик, являясь исполнителем услуг по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда, независимо от ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы обязан предоставлять потребителю услуги, соответствующие по качеству требованиям, установленным федеральными законами, нормативно-технической документацией федерального и местного значения, с соблюдением стандартов, санитарных правил и норм, установленных нормативов. В соответствии со ст. 7 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы указанные услуги были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды и не причиняли вреда его имуществу.

    Также, в соответствии с п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР (утв. постановлением Совмина РСФСР N 415 от 25.09.85 г. с изм. на 23.07.93 г.) жилищно-эксплуатационная организация обязана своевременно производить капитальный и текущий ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в них, обеспечивать надлежащее содержание подъездов, вестибюлей, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования жилых домов, а также придомовых территорий и т. д.

    Однако Ответчик свои обязательства исполняет ненадлежащим образом. Это выразилось в том, что ________________________________________

    В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

    В связи с этим, а также на основании ст. ст. 328, 723, 783 ГК РФ я приостановил оплату жилищно-коммунальных услуг, предварительно уведомив об этом Ответчика.

    Кроме того, в результате действий (бездействия) Ответчика мне (моему имуществу) был причинен материальный ущерб в размере ________, что подтверждается _______________________. Также мне причинен и продолжает причиняться моральный вред. Этот вред состоит в физических и нравственных страданиях, которые выразились:_______________________________________ _______________________________________________.

    В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Кроме того, в соответствии со ст. 14 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатка услуги, подлежит возмещению в полном объеме. В соответствии со ст. ст. 151, 1099 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда.

    В связи с изложенным на основании ст. ст. 15, 151, 328, 393, 723, 783, 1095, 1099, 1101 ГК РФ, ст. ст. 14, 15, 27, 29, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также ст. ст. 137, 138 ГПК РФ прошу суд:

    1. Отказать Ответчику в удовлетворении иска.

    2. Расторгнуть заключенный между мной и Ответчиком договор на техническое обслуживание (если это возможно).

    3. Обязать Ответчика возместить вред (убытки), причиненный мне вследствие невыполнения Ответчиком своих обязанностей по договору, в сумме ______________ руб. (Вам следует произвести расчет ущерба, причиненного вследствие невыполнения ЖЭС своих обязанностей по договору, и, при наличии возможности, представить в суд подтверждающие документы.)

    4. Обязать Ответчика компенсировать причиненный мне моральный вред в сумме _______ руб.

    Приложения:

    1. Копия искового заявления для Ответчика.

    2. Копии актов, заключений (если имеются).

    3. Копии документов, подтверждающих расходы.

    Подпись _______________
    Дата "___" ________ ___ г.

    Смотрите также:

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно