Бог не в силе, а в правде.

   
   

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В "Походном журнале императора Петра Первого" за июль 1710 года придворный историограф записал: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою... при устье речки Черной, усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и Св. Александра Невского".

Нас немного, а враг силен

ОСНОВАНИЕМ святой обители на отвоеванной у шведов дедовской отчине, и именно в честь князя Александра, Петр Первый возблагодарил Господа за дарованные русскому оружию победы в Северной войне. С младых ногтей питал он благоговейную любовь к заступнику земли русской, причисленному еще в 1547 году (примечательно, что на 40-й день правления Ивана Грозного) к лику святых.

Невский был одним из немногих русских князей, о котором еще при жизни в народе говорили как о святом. Во всех преданиях, что дошли до нас, он предстает не просто мудрым провидцем, но Мессией, исполняющим волю Бога и находящимся под его покровительством. В "Повести о житии и храбрости Благоверного и Великого князя Александра", которая включена во Вторую псковскую летопись, составленную около 1486 года, есть эпизод, раскрывающий потаенный смысл знаменитого изречения победителя шведов, сказанного им, как утверждает летописец, своей немногочисленной дружине, которой предстояло встретиться с войском ярла Биргера: "Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!"

И повел он свою небольшую дружину в землю Ижорскую, не дожидаясь подкреплений, но уповая на Святую Троицу... А рано утром 15 июля 1240 года объезжавший передовые посты Александр на берегу Невы встретил старейшину ижорян Пелгусия, возглавлявшего морской дозор. Всю ночь тот провел на берегу Финского залива, где христианскую молитву чередовал с наблюдением за шведскими судами. Перед восходом солнца Пелгусию было видение. Разыгрался вдруг страшный шум, и в лучах яркого света увидел ижорянин плывущую по водной глади ладью, в ней - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг у друга. А гребцы сидели, как будто окутанные облаком... Услышал Пелгусий, как сказал Борис: "Брате Глебе, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!" (этот эпизод отражен в картине художника Уткина "Видение Пелгуя", что украшала южную стену Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Александр внимательно выслушал Пелгусия и спустя несколько часов повел свою дружину в решительную атаку на шведов. В поединке с ярлом Биргером Ярославич "возложил ему печать на лицо острым своим копием", повергнув врагов в неописуемый ужас и надолго отбив охоту приходить к нам с мечом...

А ранним утром в субботу, 5 апреля 1242 года, у Вороньего камня, глядя на приближающиеся полчища крестоносных рыцарей, 20-летний князь, уже нареченный Невским, воздел руки к небу и воскликнул: "Суди меня, Боже, и рассуди спор мой с этим велеречивым народом!" Чем закончился кровавый спор, мы знаем.

Жизнь после смерти

МЕЖДУ прочим, крестоносцы звали себя воинами Христа, и на Русь они пришли по благословению Папы Римского, дабы обратить "язычников и еретиков" в латинскую, как тогда говорили, веру. От исхода Ледового побоища зависела судьба православия на Руси. Выходит, если бы Богу был угоден переход русских в католичество, Вороний камень стал бы для Ярославича и его соратников надгробным...

Благоверный Александр, защитник православия и всея Руси, не оставил свой путь служения Отечеству и после физической смерти. "Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей, - пишет Н. М. Карамзин, - и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику, разные благоприятные для России случаи..." Имя его стало символом небесного предстательства в борьбе против иноземных захватчиков, столетие за столетием зарившихся на русские пределы.

Не случайно орден Александра Невского в 1942 году был учрежден и в Советском государстве, как двумя столетиями ранее, в 1725 году, его ввела в России Екатерина Первая, исполняя замысел умершего своего супруга Петра. А девизом этого императорского ордена было: "За труды и Отечество".

Почитают св. Александра Невского и далеко за пределами России. Храмы в его честь стоят в Париже и Потсдаме, Софии и Таллине...

На закате своей жизни, 29 мая 1723 года, Петр Первый, в очередной раз посетив отстроенный вчерне Александро-Невский монастырь, распорядился перенести туда из Владимира мощи покровителя русских воинов. На всем пути следования, во всех селах и городах их встречали с крестами и иконами, пением молебнов и перезвоном колоколов.

30 августа 1724 года, в третью годовщину завершившего Северную войну Ништадтского мира, раку с мощами под колокольный звон и пушечный салют перенесли в освященную к этому событию монастырскую церковь во имя святого князя, что встала на берегу речки Черной...

"Духом от небес на град сей призирает..."

В 1752 ГОДУ из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках, по указу императрицы Елизаветы Петровны для мощей св. Александра была отлита новая великолепная рака длиной около 3 метров. Ее украшает надпись, сочиненная Михайлом Ломоносовым:

"Святой и храбрый князь здесь телом почивает, но духом от небес на град сей призирает..." На двух щитах серебряной пирамиды позади саркофага выбита и прозаическая эпитафия, тоже ломоносовская: "Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому Князю Александру Невскому, россов усердному защитнику... укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе..."

30 августа 1790 года из Благовещенского собора, возведенного в 1717 - 1724 гг. в формах итальянского и немецкого барокко по проектам Д. Трезини и Т. Швертфегера, раку с мощами Александра перенесли в только что отстроенный за 16 лет архитектором И. Е. Старовым в стиле раннего классицизма более величественный Свято-Троицкий собор.

Церемония перенесения была приурочена Екатериной Второй к заключению Верельского мирного договора, удачно завершившего развязанную Швецией войну 1788 - 1790 гг. В той войне, задуманной как реванш за поражение в Северной, шведский флот входил в Финский залив и готовился к бомбардировке и захвату Петербурга... Этим планам не позволили сбыться мужественно сражавшиеся моряки эскадр адмиралов Василия Чичагова и Самуила Грейга.

На торжественном приеме в Зимнем дворце в честь победы над шведами государыня в знак признательности церкви за помощь в ободрении войск и флота пожаловала митрополиту Петербургскому Гавриилу розовую панагию с изумрудами, а скульптор Федот Шубин по заказу Екатерины выполнил его беломраморный поясной бюст, поставленный в нише Свято-Троицкого собора против мощей св. Александра (ныне бюст - в Русском музее).

С той поры полукруглая ротонда-ниша со священной реликвией в Свято-Троицком соборе помнит всех без исключения российских государей, часто здесь бывавших, и всех кавалеров ордена св. Александра Невского (а среди них практически все известные полководцы и флотоводцы), ибо это был их орденский храм.

Здесь служили благодарственные молебны во славу русского оружия, отпевали упокоившихся вождей армии и флота. В Благовещенской нижней церкви лавры похоронены генералиссимус А. В. Суворов и трое генерал-фельдмаршалов (В. В. Долгоруков, А. Г. Разумовский, А. М. Голицын), в церкви Воскрешения Лазаря - генерал-фельдмаршалы С. Ф. Апраксин и И. Ю. Трубецкой. Всего же на территории монастыря (с учетом Лазаревского и Тихвинского кладбищ) нашли вечный покой сотни прославленных воинов. По Александро-Невскому некрополю можно ходить часами, встречая знакомые с детства имена не только военных, но и государственных, политических деятелей, ученых, художников, композиторов...

С петровских времен в монастырь (с 1797 года по указу императора Павла Первого именовавшийся лаврой) передавали реликвии воинской славы и другие исторические ценности. В открытом в 1910 году древнехранилище и ризнице паломники могли увидеть крест, найденный на Куликовом поле, кровать Петра, на которой он отдыхал, приезжая в монастырь говеть на Страстной седмице, трости Петра и Екатерины I, маршальский жезл Петра...

А возле раки с мощами святого Александра хранился переданный Николаем Первым ключ от ворот Адрианополя, взятием которого была завершена русско-турецкая война 1828 - 1829 годов...

Конец гонения на веру

ПОЧЕМУ о принадлежавших лавре святынях речь идет в прошедшем времени? Дело в том, что Советская власть почти все их изъяла. Многие утрачены безвозвратно. Драгоценные для православных мощи св. Александра Невского в 1922 году перекочевали в Казанский собор, где был устроен музей религии и атеизма, а знаменитую серебряную раку, разобрав на части, отвезли в Эрмитаж... Алтарные образа, украшавшие Свято-Троицкий собор, - шедевры кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, иконы и картины русских художников Воинова, Уткина, Мошкова и др. - частью тоже перекочевали в эрмитажную коллекцию, а частью были проданы на Запад.

Большевистская власть подвергала лавру разгрому несколько раз. Последний из действовавших храмов во имя Св. Духа был закрыт в ноябре 1935-го.

Но сбылось пророчество священномученика митрополита Вениамина, расстрелянного в августе 1922 года: гонениям на веру наступил конец. В июне 1989 года мощи св. Александра были возвращены церкви, и впервые за много десятилетий по Невскому проспекту из Казанского собора в Свято-Троицкий прошел крестный ход. С 1996 года в лавре возрождается монашеская жизнь. И ангельское пение, которым так славилась лавра в дореволюционные годы (хор митрополичьих певчих, регентом которого в начале XIX века был протоиерей и композитор П. И. Турчанинов, считался лучшим в Петербурге), вновь зазвучало под сводами ее церквей...

Ежегодно 6 декабря, когда церковь отмечает память св. Александра Невского, в Свято-Троицком соборе вновь собираются кавалеры ордена его имени, а 30 августа в честь торжества перенесения его мощей в Свято-Троицкий собор иерархи петербургского духовенства на площади перед лаврой принимают парад курсантов военных училищ. И как века назад, нынешнее поколение защитников Отечества воздает честь православным святыням, осенявшим дружинников Александра Невского, ополченцев Минина и Пожарского, гренадеров Петра Великого...

Смотрите также: