Вот и лето прошло. Грядет осень, а там и зима, которая, как всегда у нас (такова уж национальная традиция), наступит неожиданно. Но по крайней мере один человек в стране - руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир АВЕРЧЕНКО - о зиме думает неустанно. А что именно - он рассказал корреспонденту "Долгожителя" Элине СУХОВОЙ.
Латать не перелатать...
СЕГОДНЯ, подводя промежуточные итоги подготовки жилищно-коммунальных комплексов регионов Российской Федерации к предстоящей зиме, можно отметить следующее:
Готовность котельных и теплоэнергетического оборудования составляет 46,5%. Из 70 тысяч котельных в готовности 32,5 тысячи.
Готовность центральных тепловых пунктов на уровне 68%. Завершены работы на 14,8 тысячи тепловых пунктов из почти 22 тысяч.
С опережением по сравнению с таким же периодом предыдущего года сработал ряд регионов Приволжского и Центрального федеральных округов. В то же время в Камчатской области готовность котельных и тепловых пунктов крайне низкая - только 9-10%. В Ульяновской области готовность центральных тепловых пунктов - менее 5%! В Алтайском крае проблемы с теплоснабжением имели место еще в минувшем отопительном периоде. В частности, в г. Рубцовске по ведомственной ТЭЦ предприятия "Алтрак" был допущен недотоп на 37%, то есть, попросту говоря, жители города мерзли. Мы имели массовые обращения граждан в адрес руководства страны. Проверка, которая была осуществлена в июле текущего года, не сняла беспокойства. Основные ремонтные работы не завершены, запасы топлива создаются медленно и составляют только 5% от норматива.
Что касается подготовки тепловых сетей, то к началу августа их готовность в целом по стране доведена до 52%. Объемы выросли на 20%. В том числе плановые объемы по замене ветхих тепловых сетей выполнены на треть. Заменено 3789 км ветхих трубопроводов. В пяти регионах работы по замене тепловых сетей ведутся наименее активно - Коми-Пермяцком, Ненецком и Корякском автономных округах, Ленинградской и Камчатской областях.
По водопроводным сетям общая готовность - 64%, в том числе заменено 52% ветхих водопроводных сетей. В целом динамика хорошая. Однако и здесь есть регионы, где допущено не просто отставание, а очередной "провал". Например, Ненецкий автономный округ Северо-Западного федерального округа. Готовность сетей на уровне 6%, по замене - 10%. В Камчатской области системы водоснабжения готовы менее чем на 12%. Из 23 км ветхих трубопроводов заменено только 3. Слабо идет замена ветхих трубопроводов в Хабаровском крае - 1,2 из 23,8 км.
Мало денег, мало топлива
ГОТОВНОСТЬ жилищного фонда в среднем по стране составила 51%. За истекший месяц - увеличение на 12%. Хуже всего обстоят дела с подготовкой жилищного фонда в Приморском крае, где только-только вышли на уровень 9%. В Корякском автономном округе - 10%. Серьезные отставания от плановых заданий в Ульяновской области, где пока подготовлено только 14% жилых домов. К сожалению, только в отдельных субъектах Российской Федерации приступили к оформлению паспортов готовности жилых домов.
Теперь что касается завоза топлива. Через месяц-полтора в большинстве северных и дальневосточных районов уже начнется сезон пониженных температур. Время на завоз топлива ограничено. Между тем не везде топливо заготовлено в должных объемах.
Я назову средние по стране цифры:
угля заготовлено 46% от нормы, других видов твердого топлива - 24%, жидкого топлива - 57%, запасы газа в хранилищах доведены до 66%.
Среди субъектов Федерации, где заготовка идет в соответствии с планом или даже со значительным опережением - Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Коми. В объеме больше запланированного создан резерв топлива в Ивановской и Костромской областях.
В целом на приобретение топлива предприятиями ЖКХ к настоящему времени выделено средств в объеме только 41% от необходимой суммы. Самый низкий процент - 15% - в Южном федеральном округе.
При этом хуже всего ситуация с заготовкой топлива в Сибирском федеральном округе. По имеющейся информации, слабо ведется заготовка топлива в Читинской области, Бурятском автономном округе и в республиках Бурятия и Алтай. В Вологодской области заготовлено только 7% от требуемого количества угля.
Мы не можем дать успокоительный прогноз на выравнивание ситуации в ближайшее время. Боюсь, что затягивание решения топливной проблемы в указанных регионах обернется в октябре срывом запуска отопительных систем.
В этих и в ряде других регионов значительные суммы просроченной кредиторской задолженности, в том числе перед поставщиками энергоресурсов. Так, в Мурманской области хотя удается выдерживать график заготовки топлива, но дебиторская задолженность жилищно-коммунальных предприятий уже достигла 7 млрд. рублей, кредиторская - 8 млрд. 700 млн. рублей. Складывается впечатление, что региональные власти относятся к такому грузу долгов как к неизбежности, поэтому не предпринимают никаких мер по финансовому оздоровлению.
По поступившей в адрес агентства информации, в ряде поселений Республики Хакасия, в Хабаровском крае, в Кировской, Костромской, Курской и Ростовской областях, в Краснодарском крае энергоснабжающими организациями уже направлены предупреждения о введении ограничений или полном прекращении подачи электрической и тепловой энергии. От руководителей названных субъектов Федерации мы ждем срочных мер по снятию вводимых ограничений.
Виноват центр, виноваты регионы... Страдают люди
В ЦЕЛОМ на финансирование комплекса ремонтно-профилактических работ по подготовке объектов ЖКХ к зиме выделено 43% от запланированного объема средств: 176 млрд. руб. при потребности 410 млрд. руб. Практически полностью выполнены бюджетные обязательства в Уральском федеральном округе. В жилищно-коммунальный сектор направлено 9 млрд. 270 млн. рублей, или 99,8% от запланированного. В Свердловской области работы профинансированы в объеме, превышающем первоначально запланированный более чем в 2,5 раза. Оперативный штаб Федерального агентства отмечает заметное улучшение в организации работ по сравнению с прошлым годом в Республике Саха (Якутия). Здесь практически по всем направлениям показатели готовности превысили 60%, при финансировании на 192%, то есть почти в двойном объеме. Но я не стал бы идеализировать ситуацию в Якутии по той причине, что за коммунальными предприятиями республики еще числятся огромные долги.
Из территорий, где финансирование планов идет очень плохо, - юг, где коммунальщикам передана лишь пятая часть от требуемого объема. Здесь крайне слабо ведется формирование аварийных запасов. Хотя зимы в южных республиках и областях не такие суровые, но эти регионы особенно уязвимы с точки зрения природной стихии.
Я понимаю, что доля вины за сложное финансовое положение жилищно-коммунальной отрасли лежит и на федеральном бюджете. Знаю, как нелегко идет утверждение региональных бюджетных расходов в Минфине. Однако большая часть финансового дефицита порождается именно на местах.
Обращает на себя внимание ситуация в Республике Саха. Как я уже отмечал, здесь четко и в гораздо больших объемах, чем запланировано, финансируется программа работ, однако уровень платежей граждан по муниципальным образованиям составляет только 44%. Это при высокой стоимости жилищно-коммунальных услуг: на 41% выше федерального стандарта, установленного для этого региона. В результате за предприятиями ЖКХ огромные долги - 500,4 млн. руб.
В том же городе Рубцовске Алтайского края, который я уже упоминал, по вине заведомо заниженных платежей населения муниципальное предприятие, обслуживающее жилищный фонд, доведено до финансового кризиса. Работникам в течение двух месяцев не выплачивается заработная плата. 84% предприятий в крае убыточны, причем кредиторская задолженность уже в 2 раза превышает дебиторскую!
В отдельных регионах крайне неудовлетворительно ведется работа по возмещению расходов коммунальных предприятий, связанных с предоставлением населению субсидий и льгот. В Костромской области в начале текущего года субсидии погашались на уровне 14%. В Псковской области - 28%, в Свердловской - 22%.
Для "стабильного функционирования" надо просто лучше работать!
ПОЕЗДКИ членов оперативного штаба по регионам выявили, что на уровне конкретных предприятий отсутствуют элементарная технологическая культура и порядок финансовой отчетности.
Представители большинства регионов говорят о потребности в централизованной финансовой поддержке. В правительстве нет окончательного решения по поводу бюджетной ссуды. Но лично я, анализируя положение дел по регионам, прихожу к выводу, что в субъектах Российской Федерации далеко не в полной мере используют собственные резервы, хотя в соответствии с существующим распределением полномочий между различными уровнями власти обеспечение стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства - это поле деятельности прежде всего муниципальных и региональных уровней.
Вот пример: Корякскому автономному округу в прошлом году была выделена федеральная ссуда в размере 100 млн. рублей, а было освоено только 79 млн. В то же самое время финансовое и техническое состояние жилищно-коммунального хозяйства округа оценивается как критическое. Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг составил в 2003 году только 33%. Фактическая собираемость платежей - 49%. Объемы работ, выполняемых на объектах жизнеобеспечения, в 2-3 раза отстают от необходимых. Имеется сверхнормативный износ сетей и оборудования (на уровне 66-85%). Только в 7 котельных из 63 установлены резервные источники питания. До сих пор в муниципальных образованиях округа не разработаны и не утверждены планы мероприятий по подготовке ЖКХ к зимнему периоду, не сформированы районные и поселковые штабы, не организованы ревизия и испытание систем теплоснабжения.
Как говорится, и деньги не помогли.