Крещение - возрождение мира

   
   

19 января - великий православный праздник Крещения Господня. В этот день Иисус Христос в тридцатилетнем возрасте вошел в воды реки Иордан, чтобы принять крещение. В чем же символика этого праздника, что он несет верующим? И почему Иисус ждал так долго, не являя своей Божественной сущности миру?

30 лет - возраст учителя

ГОСПОДЬ наш, Иисус Христос, до 30 лет не начинал своей народной проповеди, потому что у евреев в то время ранее этого возраста никто не мог выступить в качестве учителя и священника. Как простой, обыкновенный человек жил он с матерью своей в Назарете, в доме мнимого отца своего Иосифа-плотника, разделяя с ним его труды.

Когда ему исполнилось 30 лет и приближалось время его божественного явления людям, как повествует евангелист Лука, "бысть глагол Божий по Иоанну, Захариину сыну, в пустыне, повелевающий ему идти на Иордан и крестить народ водою". Было ему и знамение, по которому он мог бы узнать мессию - Христа. И вот Предтеча вошел в Иордан, проповедуя всем крещение покаяния, во оставление грехов, говоря, что Царство Божие приблизилось, времена мессии настали. Среди толп народа, пришедшего к Иоанну креститься, был и Иисус Христос. Хотя он, будучи безгрешен, и не имел нужды в таком крещении, но он явился вместе с другими к Иоанну требовать крещения. Для чего это было сделано? Затем, чтобы как он сам крестился, так и христиане, его последователи, также крестились. Без крещения нельзя спастись - так Господь сказал в Евангелии: "Аще кто не родится водою и духом, не может внижи в царствие Божие". Христос крестился для того, чтобы освятить воды, очистить их от злых демонов, приготовить спасительную купель для нашего крещения. Как говорит Святая Церковь: "Ты иорданские струи освятил еси и главы тако гнездящихся сокрушил еси змиев". Христос крестился для того, чтобы явить людям Святую Троицу, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Сын Божий принял крещение в воде, и Бог Отец своим гласом свидетельствовал о Христе, как о своем возлюбленном сыне, а Дух Святой сошел на Христа в виде голубя. Поэтому праздник святого Крещения называется также и Богоявлением.

Чудо преображения

РАДОСТЬ праздника Крещения - в космическом переживании мира, в вере, что все и всегда можно вымыть, очистить, обновить, возродить, что, как бы ни была загрязнена и замутнена наша жизнь, в какое бы болото мы ни превращали ее, возможен этот очищающий поток живой воды, ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком. Кто сказал, что христианство уныло, загробно, печально, что оно уводит человека от жизни и принижает его? Посмотрите, каким светом и радостью сияют лица людей, когда гремит ликующий псалом "Глас Господень на водах", когда священник кропит освященной водой храм, как словно по всему миру летят эти сверкающие брызги, и мир снова становится возможностью, обещанием таинственного чуда претворения и преображения.

Сам Бог в образе человека вошел в эту воду, соединил себя не только с человеком, но и со всей материей, всю ее сделал светлой и светоносной, всю - направленной к жизни и к радости. Мир оторвался от Бога, забыл Его, перестал видеть Его и погрузился в грех, темноту и смерть. Но Бог не забыл мира и вот возвращает его нам, сияющий звездной славой и первозданной красой. "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни. Пришествие Бога к своему творению празднуем мы в радостный и светлый день Богоявления. После крещенской службы верующие идут на водоосвящение. В крещенскую воду спускается, в нее погружается, с нею соединяется пришедший в мир - для его спасения и возрождения - Бог.

Всего этого нельзя ни оценить, ни почувствовать без покаяния, без того, что по-гречески называется "метаниа", то есть без глубокой перемены сознания, без обращения ума и сердца, без способности вдруг все увидеть в новом свете. Именно такое покаяние проповедовал Иоанн, и оно сделало возможным увидеть и с любовью принять в образе Иисуса, идущего к Иордану, самого Бога, от века возлюбившего человека и весь мир сделавшего для него образом своей любви, вечности, радости.

Зачем Спасителю крещение?

ПОЧЕМУ же захотел, почему потребовал Иисус, Сын Божий, пришедший в мир исцелить грех своей безгрешностью, приобщить человека к божественной жизни, крещения от Иоанна? Этот вопрос был, как мы знаем из Евангелия, и в сердце самого Иоанна: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Вот ответ Церкви: принимая крещение Иоанново, Христос отождествил себя со всеми людьми, всеми - без единого исключения - грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении. Отождествил со всеми и с каждым из нас. Своим крещением Он свидетельствовал, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты своего совершенства и Божества дать нам закон и правила, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став одним из нас, сделать нас участниками своей совершенной и безгрешной жизни.

"Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира", - говорил про Него Иоанн Креститель. В наш мир Христос вошел как младенец, и в своем рождении Он принял на себя, сделал своею нашу человеческую природу. Сын Божий стал Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для грешных и погибающих пришел Он на землю, их возлюбил Он своею жертвенною любовью, им отдал себя и всю свою жизнь. В Крещении Он, безгрешный, - с нами, грешными. Он, Спаситель, - с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти.

Смотрите также: