Здрасьте, я ваша... дядя!

   
   

Зачем мужчина надевает женскую одежду? Нетрадиционно ориентированная публика с приставкой "транс" занимается этим по зову сердца и плоти. Маньяки и психопаты бегают в маминых платьях с папиными тесаками, повинуясь фрейдистским приказам своего больного мозга. И лишь немногие представители сильного пола изображают пол слабый по долгу службы. Имя им - актеры.

Монополия и конкуренция

Театр Древней Греции, японские театры но и кабуки, а также английский театр эпохи Шекспира были объединены общей традицией - женские роли в них исполняли мужчины. Антично-средневековая дискриминация не допускала прекрасный пол на сцену.

Шли времена, менялись нравы, и вскоре актрисы-примадонны заняли свое законное место на сцене, а для актеров-"женщин" настали трудные дни. Исполнение женских ролей превратилось из повседневной рутины в сложный экзамен, и не каждому хватило профессионального мастерства, чтобы его выдержать. Ситуация усугубилась с появлением "важнейшего из всех искусств", когда мужские соревнования за "лучший женский образ" перенеслись с театральных подмостков на киноэкраны.

Балаганно-цирковая природа кинематографа сподвигла на игру в "переодевалки" величайшего комика всех времен и народов - самого Чарлза Спенсера Чаплина. Еще в 1913 году в короткометражке "Чарли-женщина" его герой, бродяжка-неудачник, сменил свои знаменитые штиблеты, котелок и тросточку на юбку, шляпку и веер. Зритель с восторгом следил за веселым перевоплощением любимого персонажа, тем более что маленькие усики остались при нем.

Золотой век Голливуда подарил нам эталонную парочку ряженых героев, которых скромное желание спасти собственную жизнь спровоцировало на маскарад. Режиссер Билли Уайлдер обрядил в женские тряпки красавца Тони Кертиса и симпатягу Джека Леммона, назвал их Джозефиной и Дафной, вооружил помятым саксофоном и простреленным контрабасом, пристегнул эту сладкую парочку к Мэрилин Монро и послал по следу всей компании банду гангстеров. Называлось все это, как вы уже догадались, "Некоторые любят погорячее" (в нашем прокате - "В джазе только девушки").

Псих и Милашка

Зрителям, которые наблюдали переодевания актера Энтони Перкинса, было не до смеха. Ведь происходило это в фильме "Психо" Альфреда Хичкока. Перкинс изображал сумасшедшего маньяка Нормана Бейтса, от которого ведут свою родословную десятки экранных психопатов. Страдая раздвоением личности, он наряжался в женское платье, напяливал седой парик и превращался в собственную деспотичную мать. Вооружившись кухонным ножом, "мамаша Бейтс" уничтожал симпатичных постоялиц мотеля и топил их машины вместе с хозяйками в окрестных болотах.

Режиссер Сидней Поллак обошелся без психопатологии. Герой его фильма "Тутси" ("Милашка") решил перевоплотиться в женщину в узкопрофессиональных рамках. Безработный актер Майкл Дорси в блистательном исполнении Дастина Хоффмана вынужден стать актрисой Дороти Майлз. Только так он может получить роль в популярном телесериале. "Тутси" - одна из немногих фривольных двусмысленных комедий с переодеваниями, которая дошла до советского зрителя.

Девушки бывают разные...

Робин Уильямс - умный голливудский клоун с печальными глазами. Актер, который может сыграть все и вся в диапазоне от трагедии до бурлеска. Он был повзрослевшим героем сказки ("Капитан Крюк"), роботом, мечтавшим стать человеком ("Двухсотлетний человек"), и даже душой мертвеца, блуждающей между раем и адом ("Куда приводят мечты"). Было бы странно, если в его творческой коллекции не оказалось бы дамочки.

Чтобы добиться сценического успеха, настоящий артист сделает все возможное. Но любящий отец ради своих детей совершит даже невозможное. Именно так поступил герой Уильямса в фильме Криса Коламбуса "Миссис Даутфайер". Когда после развода с супругой суд запретил ему видеть собственных чад, он с помощью приятеля-гримера преобразился в обаятельную старую деву. И вот в доме его бывшей благоверной появляется новая домработница, которая чередует ведение хозяйства и уход за детьми с замечательным исполнением рок-н-ролла и даже негритянского рэпа.

Кстати о рэпе. Нынче в Голливуде главная модная фишка - политкорректность. Это значит, что если в блокбастере "Дикий, дикий вест" (реж. Б. Зонненфельд) Кевин Кляйн обряжается в роскошный кринолин, то его чернокожий... простите, афроамериканский напарник, лопоухий рэпер Уилл Смит, тут же напяливает костюм арабской танцовщицы и сладострастно исполняет танец живота.

А комик Мартин Лоуренс вообще превратился в необъятных размеров толстуху-негритянку в фильме Р. Чоснела "Дом большой мамочки".

Терминатор в положении

Однако не всякий актер решится "поменять пол" на экране, рискуя потерять привычный имидж и успех. Особо опасаются этого голливудские звезды - символы доблести и героизма. Максимум, на что они способны, - это какая-нибудь работа по хозяйству, не сильно роняющая их мужское достоинство. Джеймс Бонд N 3 Роджер Мур готовил аппетитный омлет, напарник Бэтмена Крис О'Доннел устраивал грандиозную постирушку, а Сильвестр Сталлоне в "Разрушителе" вязал на спицах свитерок.

Но зато партнер Сталлоне по фильму "Танго и Кэш" Курт Рассел не побоялся предстать перед публикой в образе сексапильной красотки. Превратности судьбы заставили крутого полицейского замаскироваться под женщину, но, боже мой, что это была за женщина! Кто видел, тот помнит ее великолепный выход, когда и у гангстеров, и у зрителей просто челюсти отвисли от восхищения.

Мужественному Мелу Гибсону, режиссеру и главному герою "Храброго сердца", наверное, понравилось щеголять в шотландской клетчатой юбке, потому что в своем последнем фильме "Чего хотят женщины" он активно бреет ноги и примеряет перед зеркалом колготки.

Но дальше всех пошел в этом направлении кумир боевиков Арнольд Шварценеггер. В фильме Айвана Райтмана "Джуниор" он... забеременел. Железный Арни с пузом (!) в женском платье (!!) на занятиях для будущих мам (!!!). Да еще Денни Де Вито в роли "мужа" - это надо видеть!

Русский размер

Есть, есть в "советских селениях" мужчины, которым по плечу женские образы. "Дэвушка, женский туфли хочу. Размер 41, 42, 45!" - звучит фраза Василия Алибабаевича из фильма Александра Серого "Джентльмены удачи". И вот уже по улицам столицы стучит каблучками великолепная уголовная троица - Доцент, Хмырь и Косой (то есть Евгений Леонов, Георгий Вицин и Савелий Крамаров) в платочках, туфельках и чулках. "Девушка, девушка, а как вас зовут?" - "Таня". - "А меня Федя". - "Ну и дура!"

Поддержал престиж родного искусства и Олег Павлович Табаков, сыгравший в телефильме "Мэри Поппинс, до свиданья!" противную мисс Эндрю - домомучительницу с тоталитарными ухватками и вкрадчивым голосом Шелленберга.

Но главной переодетой женщиной отечественного экрана был, есть и остается неподражаемая донна Роза д'Альвадорес в исполнении Александра Калягина. Телефильм В. Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" по количеству цитат и поговорок, вошедших в жизнь, стоит в одном ряду с такими народными хитами, как "Белое солнце пустыни" и "Кавказская пленница". Калягину мы обязаны рождением легендарного дона Педро, поголовьем диких обезьян и знаменитой фразой: "Я тебя поцелую... потом... если захочешь..."

P. S.

   
   

Вряд ли стоит опасаться, что в скором времени актеры возродят былой сценический патриархат, а актрисы останутся без работы. Но каждый женский образ, созданный "чужими силами", не позволяет им расслабиться и почивать на лаврах. На то ведь и мужик в юбке, чтоб примадонна не дремала.

Смотрите также: